ЧТОБЫ ПОМНИЛИ: Скончался Олег Табаков (17.08.1935 - 12.03.2018)

Mar 12, 2018 19:28


Рубрика «Чтобы помнили» уже становится постоянной в моём блоге и печальные поводы для новых выпусков продолжают и продолжают появляться. Вновь пришла печальная весть, побудившая отвлечься от научных и публицистических будней и сесть за перо. Пронзила, как молния: от нас ушел человек, о котором и говорить - излишне и промолчать - невозможно. Российская культура, а точнее актерско-режиссерский цех и московское театральное сообщество понесли невосполнимую потерю. Сегодня, 12 марта, на 83 году жизни скончался актер и режиссер, народный артист Советского Союза Олег Павлович Табаков.



О болезни артиста стало известно в ноябре прошлого года, когда актер был госпитализирован, более трех месяцев он находился в реанимации, его состояние ухудшалось. Теперь его жизненный путь оборвался...Нам остается только вспоминать этого выдающегося актера. Для российского театра и кино он был «большим человеком» во всех смыслах этого слова

С именем этого актера и режиссера неразрывно связана история сразу нескольких московских театров.

Началось всё с популярного театра «Современник», который создавался группой «выходцев из школы-студии МХАТ», среди них был и Олег Табаков. На сцене тогда ещё «новоиспеченного» театра он сыграл свою первую роль, а в 1970-м перенял «бразды правления» у Олега Ефремова, на шесть лет став директором тетра и сделав главным режиссером Галину Волчек, с чьим именем этот театр прочно ассоциируется сегодня.

Далее был взрастивший актера МХАТ, в 1987 разделившийся на два театра - МХАТ им. Горького и МХТ им. Чехова. Табакову досталось руководство «чеховским» театром, на этом посту он оставался до конца дней. Параллельно с работой в МХТ он создал и своё собственное театральное детище, которое так и называется - Театр под руководством Олега Табакова или, попросту говоря, Табакерка. В обоих театрах, являясь режиссером и руководителем, Олег Павлович сам часто выходил на сцену.

Когда пришла болезнь, Олег Павлович не оставил руководство театрами и пока мог, продолжал играть, играл на обезболивающих, о чем зрители, сидящие в зале созданного им театра «Табакерки» даже не догадывались. Табаков был очень характерным и позитивным артистом, вызывал у зрителя симпатию, улыбку, поднимал настроение и таким стремился оставаться до конца своих дней.

Широкому российскому зрителю, не бывавшему столице, и не видевшему спектаклей, поставленных и сыгранных Табаковым, актер и режиссер известен ролями в кинематографе. В кино он сыграл более 120 разноплановых ролей. И почти каждая его роль становилась изюминкой, он играл очень ярко, искрометно, создавал колоритные образы. Он не боялся быть смешным и порой стремился смешить, делал это остроумно и тонко. Однако комедийным актером Олега Павловича не назовешь. Его характерность и колорит порой помогали созданию очень объемных, серьёзных и глубоких образов. Выделить «главный» и «самый звездный» фильм в послужном списке Табакова невозможно. Ему достались пусть и не главные, но заметные роли в знаковых советских картинах - оскароносной мелодраме «Москва слезам не верит» и «первом шпионском сериале» «Семнадцать мгновений весны», где он сыграл начальника немецкой разведки, чем поставил режиссера Леознову в неудобное положение, так как отрицательный герой получился "слишком обаятельным". Ещё один великий советский фильм с участием Табакова - «Д Артаньян и три мушкетера», где он создал образ короля. Запомнилась и главная роль в двухсерийном телевизионном фильме «Достояние республики» и множество других ярких ролей. Безусловно, у каждого или почти у каждого российского человека, хоть в какой-то мере знакомого с отечественным кино есть любимые роли Олега Павловича. Лично для меня такой работой стала экранизация классического произведения Н. Гончарова «Обломов», где Табакову довелось воплотить один из «вечных образов» русской литературы и справился актер с этим отлично, у него получился хрестоматийный и яркий, точно схваченный «литературный» Илья Ильич Обломов, но при этом по-табаковски своеобразный. Герою Гончарова очень подошел не только внешний облик, но и протяжный, слегка ленивый тембр голоса артиста. Голос Табакова стал одной из его фишек и визитных карточек.

Именно с голосом связана ещё одна из самых ярких и любимых мной работ Олега Павловича в кино, а точнее - в мультипликации. Этот актер всегда будет ассоциироваться с циклом советских мультипликационных фильмов про «Простоквашино», где он озвучил роль Кота Матроскина. Признаюсь, что «Простоквашино» - один из моих любимых мультфильмов, и голос Табакова достался самому яркому персонажу . «Ты не правильно бутерброд ешь, надо колбасой на язык класть, так вкуснее будет», «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное» и другие фразы Кота из мультфильма стали классикой и известны, пожалуй, каждому в нашей стране. Без табаковского голоса «нарисованный» кот воспринимался бы совершенно иначе, и не факт, что стал бы «достоянием отечественной мультипликации».

Вклад Табакова в развитие театрального искусства, актерского мастерства и кинематографа сложно переоценить, его роли, его голос, его опыт, воплощенный в деятельности двух столичных театров и в множестве кино-работ навсегда останется с нами. Светлая память Олегу Павловичу.

чтобы помнили, культура, актеры, некролог, театр, кинематограф

Previous post Next post
Up