Печорский тракт 2021

Dec 15, 2021 08:43

    Это рассказ о моем путешествии на велосипеде по Печорскому тракту, совершенному в августе 2021 года. Печорский тракт-это старинная дорога между Койнасом и Усть-Цильмой, построенная еще в 19 веке.



В те времена трехсоткилометровый путь соединял большую землю в виде Архангельской губернии с отдаленными селами на реке Печоре-Усть-Цильмой и другими. Ныне Тракт потерял свою актуальность в связи с открытием нефти и газа в районе Ухты и, как следствие, возникновением путей сообщения к северному течению Печоры с южной стороны. В настоящее время эта дорога не эксплуатируется на протяжении многих десятилетий, лишь небольшой участок длиной 12 км используется как зимник до деревни Мыла.

Оглавление

Введение, посвященное истории и особенностям этого путешествия: страницы 2-6.

Подробный маршрут: страница 6.

Список оборудования, используемого в путешествии: страницы 7-14.

Еда в путешествии: страницы 14-16.

Хронологическое описание путешествия: страницы 17-218 (много фотографий).

Введение

Я достаточно много катался по северам на машине. Вологодская область, Архангельская область, Карелия. Начинал еще в 2007 году на суперпроходимой тачке Daewoo Nexia и сама идея многодневного путешествия на автомобиле, когда едешь куда глаза глядят и куда хочешь-эта идея меня покорила сразу и на всю жизнь. Разумеется, реализация этого принципа посредством именно Нексии имеет массу минусов, связанных с плохой проходимостью этого автомобиля. Ну не едет она нигде, из-за этого и место под ночевку найти трудно, и проедешь далеко не везде и риски поломок велики. Поэтому потом была нива. Разумеется, полный привод гораздо лучше переднего, но к неподготовленной ниве очень применима старинная народная мудрость-чем круче джип тем дальше идти за трактором. Коварная это машина, может и застрять. И если застрянет, то будут мучения, полный привод-он ведь и садится по полной. Тогда я и понял простую истину-проходимец обязан быть с лебедкой. И дальше катался уже на простенько подготовленной ниве (шноркель-лебедка-блокировка в заднем мосту)-и дело пошло веселей. В принципе, эта конфигурация за счет малого веса и лебедки проезжает почти везде, куда вообще имеет смысл ехать. А это значит, что ехать можно с комфортом, не особо задумываясь о дорогах и местах для ночевок. Катись куда глаза глядят-это свобода, детка! Но как-то так получилось во время этого всего, что республику Коми я почти не захватил-а ведь там огромные пространства. Коми действительно огромна, значительно более тысячи километров в поперечнике в некоторых местах. И во время своих северных путешествий я часто рассматривал это бескрайнее море тайги и думал, что надо бы туда скататься. В общем, идея поехать именно в Республику Коми давно уже витала в воздухе. И вот как-то весной 2021 года я стал изучать вопрос-и чисто случайно наткнулся на Печорский тракт.
  Уже первое ознакомление привело меня в дикий восторг! Любовь с первого взгляда! Ну и вправду, если посмотреть на карте, где же находятся эти места с загадочными названиями-Усть-Цильма, Койнас-то становится понятно, что это далеко. Ну прямо совсем далеко и наверняка очень сильно безлюдно. Более полутора тысяч километров от Нижнего Новгорода, в основном на север и немного на восток. А еще ясно, что легкой прогулки по этому пути вряд ли стоит ожидать, замесы на видео из интернета очевидно знатные. Вот исходя из этих обстоятельств я и решил, что я туда хочу. Это же чистое здоровье! Хочу-хочу-хочу! Моя тема! Никогда не уходи от своих тем, вот мой девиз!
 Про Печорский Тракт в сети есть немало описаний автомобильных путешествий, я их изучил. Самое лучшее, имхо, от Кэп-Маршрут, а самое веселое-от d1als (и то и другое гуглится). Ну и другие отчеты тоже весьма интересны. Поизучав эти источники, стало очевидно что там все очень серьезно. Команда Кэп-Маршут в первом своем путешествии на трех 37 дюймовых патрулях страдала там очень изрядно. Впоследствии они прошли Тракт еще раз уже на 42 дюймовых колесах и без особых проблем-но то метровые с лишним колеса и опыт. Экспедиция d1als на двух 33 дюймовых МПС на мой взгляд, была на грани фола, одолели ситуацию чудом, везением и адским трудом. Что касается нив, то люди ездили на лифтованных нивах на 33 вроде колесах-развернулись через 20 километров и три дня страданий.
 В общем, через все публично описанные истории путешествий по Тракту красной нитью проходит тяжесть и труднопроходимость этого пути. Исходя из этого я постулировал, что главной, определяющей особенностью Печорского тракта является сочетание немалых, северных расстояний и северного же бездорожья (На фото ниже пример коврового болота-и не могу сказать, что это что-то экстраординарное для Печорского тракта. Я бы сказал, что подобных мест (а то и гораздо похлеще) на Тракте много. Конечно, я не знал этого на момент подготовки-но догадывался благодаря опыту тех, кто там уже был).



Отсюда главный вопрос-на чем проехать полторы тысячи километров по твердой хорошей дороге до Тракта и потом триста километров по практически отсутствию дороги на самом Тракте? Первый, очевидный ответ-построить экспедиционную машину, которой в общем-то под силу решить этот вопрос. Мне такое решение не очень подходит по причине дороговизны, а также очевидной неприемлемости движения одной машиной по суровому трехсоткилометровому бездорожью. Ну нельзя ехать в такие места на единственном автомобиле, поскольку риск в случае поломки это не просто оставить авто там насовсем, а еще и выбираться многие десятки километров на своих двоих. Такой риск недопустим, поэтому обязательна не одна машина. А это значит, что будет зависимость членов экспедиции друг от друга. А это уже не моя тема. Поэтому мне нужно что-то другое.
  И вот тут приходит идея-симбиоз автомобильного и велосипедного путешествия. Легкое и элегантное решение-погрузить велосипед на машину и сочетать плюсы и того и другого. Полторы тысячи проедем на машине, как уже много раз было. А триста-на велосипеде, вот и все.



А почему нет, на веле я тоже ведь изрядно поездил. Нижегородская и Костромская области, бывали автономки на 400+ километров в достаточно суровом бездорожье на майские праздники, так что некая уверенность в себе у меня была. Собственно, проходимость вела определяется тем, что его можно поднять и неплохо отражается вот этой картинкой:



По сравнению с любой машиной она абсолютная. Вел по проходимости круче любой не амфибийной техники. Круче ГТС и болотоходов и автомобилей на любых колесах. И в общем-то идея скрестить ужа и ежа, доехав докуда можно на машине, а потом на велосипеде-очевидна.
 Итак, на чем ехать понятно-машина плюс велосипед. Но теперь возникают другие вопросы. Собственно, главный вопрос-это масштабы. Масштабы эти-сто километров, на самом большом удалении расстояние до людей будет сто с небольшим километров. По хорошей дороге на хорошей машине чуть больше часа, а по Печорскому тракту сто километров это как минимум три дня, даже самые подготовленные команды не передвигались там быстрее. Как безопасно осуществить двухсоткилометровую поездку по полному безлюдью и серьезному бездорожью на велосипеде? Непростой вопрос. В моей практике максимальное расстояние безлюдья было 65 километров в Унжлаге. Но ведь на Печорском тракте расстояния гораздо больше.
  Прежде всего, специфика дальней езды на велосипеде-это жесточайшие ограничения на вес и объем. В машину можно запихнуть много чего, нужного и не очень. В вел-нет. Собственно, самое главное-это еда. Ее надо брать с запасом, я для себя решил, что на месяц. Значит, это триста граммов в день, то есть на месяц-десять килограмм еды. Такие лимиты позволяют использовать исключительно только сушеную пищу. В общем-то, технология высушивания хорошо известна и позволяет многое. Рацион у меня был прост-греча, макароны, сушеное мясо (усушивается 1:5 где-то по весу), шоколад, орехи, сухофрукты. Не скажу, что я идеально хорошо это продумал. Мяса было взято излишне много, а углеводов-излишне мало. Углеводы были, так скажем, низкого качества. Были и другие недочеты по еде, которые Тракт почти сразу и выявил. А вообще, на будущее надо бы о сублиматах подумать (Печорский тракт на велосипеде чем-то весьма похож на поход в горы-такие же требования к весу и объему, да и цена ошибки тоже немалая).

Кроме еды есть еще одежда и палатка. С палаткой проблем нет, велосипедная палатка у меня хорошая. А вот к одежде я отнесся не очень внимательно. Не полностью продумал обувь, не полностью продумал саму одежду. Ну и да, Тракт это почти сразу и выявил : ) Вообще, как показала практика, любой косяк в подготовке Печорский тракт выявляет быстро и нещадно. Да и не только Печорский тракт : ) 
  Ну вот и хорошо, допустим с едой-одеждой-палаткой некая картина рисуется и есть надежда что все получится. Но есть и другие принципиальные вопросы. Первое-медведи и лоси. И если у лосей главное не стоять на пути, то с медведями может быть сложнее. Медведей в тех местах немало, весьма немало. Ружьем я пользоваться не умею, да и тяжелое оно. Поэтому единственно возможное время путешествия-лето, когда в тайге полно еды. Конкретно-август, ибо уже полно грибов и ягод, и (что важно)-нет слепней. Слепней я не люблю, вот прямо очень не люблю. А также нужно издавать много звуков в тайге и неплохо бы иметь средства отпугивания зверей. Такие средства человечеству известны-это фальшфееры, а также есть еще перцовый газ. Конечно, страшновато от медведя фальшфеером отмахиваться-но моя интуиция и чужой опыт говорили мне, что этого вполне хватит для августа. Среднестатистический медведь обойдет стороной громкий резкий звук, если ты его издаешь. А больной злой недокормыш испугается резкого огня и дыма от фальшфеера.
 Второй вопрос-а что если. А что если сломаешь ногу, а что если заболеешь, а что если еще что-то? Собственно, даже за 20 км до человека это не очень приятно, а уж тем более за сто километров. Поэтому надо как-то решать эту проблему. В 21 веке обычный смертный может купить себе спутниковый телефон. Правильный спутниковый телефон работает везде, единственное что ему надо-отсутствие крыши, а с этим в тайге проблем нет. Следующая проблема-а кому, собственно, по нему звонить, если что? Нужен грамотный человек, который сумеет прислать помощь. Соответственно, такой человек был найден.
 Третий вопрос-электричество. Спутниковый телефон еще может проработать месяц, если не включать его часто-но навигатор нет. А без навигации в тайге нельзя. Поначалу мне это казалось непреодолимой проблемой-но потом решение нашлось. Фотобатарея со встроенным аккумулятором. Отлично себя показала, даже в высоких широтах и в пасмурную погоду вполне делает достаточное количество электроэнергии.
  Вот когда эти принципиальные вопросы были решены-я почувствовал в себе силу и готовность осуществить это путешествие. И стал собираться. Какая именно подготовка была, что использовалось, как и почему-можно посмотреть в списке оборудования на странице 208.

Маршрут

На машине: Нижний Новгород-Киров-Сыктывкар-Ухта-Ираель-Ижма-Усть-Цильма.

На велосипеде: Усть-Цильма-Рочево-Филипповское-Мыла-Фатеевская-Вальская-Сенская и обратно до Усть-Цильмы.

На машине Усть-Цильма-Нижний Новгород.

Расстояния: Нижний Новгород-Усть-Цильма 1700 км. Усть-Цильма-Филипповское 65 километров, асфальт+грейдер, дорога хорошая. Филипповское-Сенская 70 км Печорского тракта.

Продолжение (pdf формат, надо скачать к себе на устройство): drive.google.com/file/d/1…oK7BF_Ox/view?usp=sharing

путешествия

Previous post Next post
Up