Книги Мейер написаны в модном нынче жанре, который издатели и магазины называют странным словом «ретеллинг». Не совсем понимаю, зачем, почему слово «пересказ» им не понравилось. Как бы там ни было, суть жанра всё та же - старые истории рассказываются нам совершенно новым образом. «Лунные хроники» - это пересказ четырёх знакомых с детства сказок про Золушку, Красную Шапочку, Рапунцель и Белоснежку.
Мейер творит в этом жанре не одна, и не она его открыла, однако её книги выгодно отличает такая особенность как «сериальность». В основной серии «Лунных хроник» четыре книги. Видно, что вдохновение автора захватывало всё больше с каждым новым томом. В «Золушке» около 400 страниц, а в финальной «Белоснежке» уже 800. Перро и братья Гримм нервно закурили в этот момент.
Мейер как бы заново отвечает на вопрос интернет-троллей «Модно ли ныне читать книжки?» Конечно же, «Нет, если в них меньше двух тысяч страниц!»
Кроме того, есть ещё две книги спин-офф рассказов про тех же героев, и даже одна маленькая книжка-игра, которая объединяет всю «ретеллиговую вселенную» автора. Структура хроник такова, что там, где одна сказка заканчивается, начинается другая. В конце всё возвращается к истории Золушки, и завершает хроники, конечно же, фраза «И жили они долго и счастливо».
Привет сибирской тундре
Действие разворачивается в будущем, но не таком далёком. Космическая эра уже началась, полёты носят характер обыденных явлений, но пока земляне колонизировали только Луну. Автор забрасывает героев то в Сибирь (и тогда там неизменно холодно), то в африканскую пустыню (и там, конечно, невообразимо жарко). Много сцен, особенно в начале, разыграны в Новом Пекине, который является столицей Восточного Содружества. Исходя из этого описания логично предположить, что принц (а впоследствии император) Кайто - китаец или японец, но вовсе не среднестатистический европейский рыцарь.
Образы сказочных героев в этих футуристичных интерьерах причудливо изменяются, но всё же легко узнаваемы. Есть некоторая ирония в том, что Белоснежка темнокожая, но зовут её всё же Зима (Винтер в некоторых переводах, как Миледи). Хрустальный гроб угадывается в реанимационной камере, её даже установили под сенью деревьев, которые роняли цветы на стекло. Спасти умирающую призван не поцелуй, но вакцина-антидот от яда, а так в целом всё то же самое.
Золушка (Зола) - киборг, у неё механическая рука и нога и даже частично усилен мозг цифровыми гаджетами. Красная Шапочка (Скарлетт) - работает на ферме своей бабушки, офицера ВВС в отставке. Рапунцель (Кресс) вместо устаревшей башни теперь сидит безвылазно много лет на спутнике и хакер по призванию. Белоснежка (Зима) - сразу принцесса, но на Луне, где правит королева Левана (общий антагонист).
Что сделать сначала - революцию или зарядку?
Несмотря на космический антураж, знакомые сюжетные ходы в наличии: бал Золушки, охота Волка на Шапочку, заключение Рапунцель, отравление Белоснежки. Только в этот раз всё по-взрослому. Мейер опубликовала первую книгу в 2012 году, то есть почти наверняка могла прочитать, чем отличается сказка от фэнтези в знаменитой статье Анджея Сапковского 1992 года. Об этом я уже
подробно рассказывал в прошлый раз. Почитайте. если ещё не успели.
И вот Мейер уверенно вышивает прямо по канве, описанной Сапковским. Чтобы превратить сказку в фэнтези, она переносит действие в будущее, превращает героинь в соответствии с космическими реалиями, а также задаёт новую генеральную цель - Золушка обнаруживает, что она законная наследница трона Луны и должна стать новой королевой, свергнув тиранию королевы Леваны.
Стартовая позиция - мы все в розыске!
И вот тут у читателя закономерно возникает вопрос - а где же принц, Волк, прочие заинтересованные лица. «Лунные хроники» - это книжная серия с сильной женской повесткой, которая радикально отличает её от сказок-первоисточников. Героини не ждут, чтобы их спасли, они сами спасают мир. Мужские персонажи автором тоже любимы и уважаемы, но остаются на периферии принятия решений.
Современная Золушка сама идёт с шашкой наголо на штурм Зимнего королевского дворца. В противостоянии с Леваной именно она, Зола, главное действующее лицо. Принц подавляющую часть времени сидит в своих покоях и ждёт, когда две сильные женщины решат, которой из них он в итоге достанется, почти как трофей.
Любовная линия - едва ли не единственное, что остаётся от «чистой» сказки - она предельно проста, понятна и предсказуема. Принц (Кай) всё также влюбляется с первого взгляда, Волк готов обглодать любому лицо за Красную Шапочку, капитан корабля Торн безальтернативно прилетит к спутнику, чтобы спасти Рапунцель. Гвардеец Ясин вообще влюблён в Белоснежку чуть ли не с детства.
Суровый флирт далёкого будущего
Даже домашний робот Золушки по имени Ико делает в книге карьеру. Едва ли не самую головокружительную. Первоначально она (да, у неё женское имя) просто робот-ассистент, что-то вроде умного пылесоса. Затем её чип вставляют в космический корабль, Ико рассекает просторы между Землёй и Луной. Наконец, чип монтируют в тело эскорт-дроида, почти неотличимого внешне от человека. Впоследствии Золушка назначает Ико своим советником. Вот так вот, от пылесоса до королевского советника!
После прочтения четвёртой книги закрадывается мысль: а ведь Мейер могла бы так и продолжать клепать том за томом, обыгрывая в каждом последующем сюжет какой-нибудь ещё сказки?! Про Нильса, Питера Пэна, Мальчика-с-Пальчика и так далее. Во-первых, так она и сделала, на самом деле, только разделила на разные книжные серии. Есть у неё дилогия про Румпельштильцхена, например. Во-вторых, даже как будто разные сюжеты у неё живут в одной «вселенной пересказанных сказок». Их я уже (или ещё) не читал, но вполне верю, что и там всё кончилось хорошо.