Jan 18, 2018 14:38
Подумалось мне, что в психике каждого из нас есть конструкция, которую можно было бы назвать "Внутренним язычником". Именно язычником,
поскольку речь идет о поклонении не одному мысленному богу, а целому пантеону принципов и идей.
Божества человека - это те концепты, которые его занимают, привлекают его внимание, не остаются незамеченными. Как правило, они достаточно абстрактны, хотя обобщают довольно реальные вещи. Например: деньги, секс, саморазвитие, справедливость, честность. Я вовсе не имею ввиду, что внутренний язычник, поклоняющийся Деньгам, будет считать сакральными конкретные денежные знаки и справлять ритуалы в честь монеты или купюры. Нет, речь скорее о том, что присутствие божества человек считает однозначным и аксиоматическим благом - благодатью, тогда как его отсутствие - состоянием безблагодатности, беды.
Как и в любом языческом пантеоне, в пантеоне внутреннего язычника присутствуют злые и добрые божества. При этом добрые провоцируют приятные и полезные чувства и переживания, злые - напротив. Скажем, если размышление о деньгах неизменно побуждает человека испытывать зависть, унижение, стыд, гнев, страх, но не думать о них он не может, то Деньги - это его личное злое божество. Одно и то же (формально) божество может быть для кого-то добрым, для кого-то злым. В предыдущем примере Деньги могут быть добрым божеством личного пантеона, если они вдохновляют действовать, позволяют радоваться и дают ощущение спокойствия.
Понятно, что концепты владеющие нашими мыслями не являются частью реальности, это не волшебные существа, а всего лишь идеи воспроизводимые умами. Однако в психике они нередко занимают то самое, "святое" место. Так же, как религиозный человек беседует с персоной своего бога, так же и "внутренний язычник" общается с владеющей им идеей, подчиняется ей, приносит ей жертвы.
Итак, знаешь ли ты, читатель, кто твои боги, безотносительно твоей религиозной принадлежности?