В ближайшие пять лет на американском рынке произойдёт очередная научно-техническая революция. Рядовые жители смогут приобрести стиральные машины, которые работают без... воды (Waterless Washing Machine).
В настоящее время чудо-технология проходит последние этапы тестирования, а будущие производители беспрецедентных девайсов получают необходимые патенты, лицензии, сертификаты и т. п. Изобретатели и инноваторы заранее знают, что приучить жителей США к "сухой стирке" будет непросто. Придётся использовать хорошо известную модель Окон Овертона (Overton Window), когда любая идея проходит в массовом сознании путь от "немыслимой" до "действующей нормы", минуя стадии "радикально", "приемлемо", "разумно" и "стандартно".
Сразу стоит сказать, что продажи/покупки бытовой техники (Household Amenities) - это сфера бизнеса, где очень редко происходят революции. Покупая в жилище новую плиту, холодильник, кондиционер и т. п., мало кто из нас задумывается, что первая такая техника была изобретена много десятилетий назад. Мы забираем из магазинов модернизированные версии классических оригиналов.
К примеру, первая микроволновая печь появилась в 1946 году, электроплита - в 1912 году, пылесос - в 1901 году, а фен для сушки волос - аж в 1886 году.
Waterless Washing Machine (WWM) - первый бытовой девайс со времён изобретения микроволновки, который является абсолютно новой разработкой. Поэтому общественный ажиотаж вокруг него поднимется не меньший, чем после появления интернета или первого смартфона. Это будет одна из главных разработок первой половины 21-го столетия.
Также стоит сказать, что WWM решит одну из фундаментальных проблем экологии - нехватку пресной воды.
В настоящее время стиральные машины на территории США потребляют около 370 млрд. галлонов воды в год. Ущерб для экологии от такого бездумного потребления наносится едва ли не больший, чем от пластиковых пакетов и выхлопных газов вместе взятых. Именно пресная вода, напомним, является основой любой жизни. Вода - это наше прошлое, настоящее и будущее.
Как же будет работать и выглядеть WWM?
Изобретатели прогнозируют около десятка отдельных технологий, который будут подчиняться единому принципу сухого пара. В вакуумном пространстве бельё будет нагреваться до высокой температуры за короткий период времени. Это приведёт к расщеплению грязи и посторонних субстанций (например, пятен от кетчупа или майонеза). Микрочастицы грязи, которые раньше уходили с потоком мыльной воды, попадут в специальные высасывающие фильтры. Большой объём чистого воздуха проветрит вещи, уничтожив весь неприятный запах.
Таким образом, главным чистящим материалом в WWM всё-таки останется вода. Однако в виде пара её потребуется примерно на 99.98% меньше, чем в классической стиральной машине. Это означает, что простым жителям не придётся подключать технику к водопроводу, а владельцам прачечных оплачивать огромные биллы за воду (главная графа расходов всех прачечных).
Помимо работы без воды, WWM обладает ещё одним существенным достоинством: ей не потребуется сушильная машина (dryers), которая занимают много места, часто ломается и потребляют много электричества. При сухой стирке вещи почти не намокают, а большой поток воздуха высушивает их прямо в центрифуге WWM. Таким образом, занимаемое стандартной стиралкой/сушилкой место в доме сократится примерно в 3.5 раза. Время стирки/сушки уменьшится до 5-15 минут (в зависимости от глубины чистки и объёма белья).
Разработчики признают, что создать WWM, которая будет одинаково качественно стирать все вещи в доме - невозможно. Для этого придётся внедрить в меню настроек такое количество разнообразных опций, что она станет невероятно дорогой. Разработчики же планируют продавать WWM в ценовом диапазоне $1,500 - $2,000 за штуку и сохранять фиксированные цены минимум до 2050 года (то есть, до следующей "большой стиральной революции", подробностей которой никто ещё не знает).
Как результат, создатели WWM намерены сотрудничать с ведущими производителями одежды и белья. Последним представится возможность адаптировать свою продукцию или даже придумать отдельную линейку вещей для WWM. Если сегодня, например, американцы приходят в магазин, чтобы купить вещи с лейблом 100% Cotton, то в ближайшей перспективе они начнут спрашивать футболки, штаны и простыни для своей чудо-машины.
Товары, предназначенные для WWM, получат отдельные секции в супермаркетах. Тысячи новых компаний будут стремиться преуспеть в новом бизнес-сегменте и со временем превратиться в гиганта вроде массового Adidas или элитарного Victoria's Secret.
Естественно, популярность WWM обернётся революцией в прачечном бизнесе. С одной стороны, ландроматы смогут сэкономить десятки тысяч долларов на воде. С другой - численность их клиентов резко сократится. В том же Нью-Йорке, например, клиентами прачечных являются преимущественно жители билдингов/праджектов. Из-за слабого напора холодной воды и дряхлой водопроводной системы они не могут установить стиральную машину в квартире. WWM же со временем придёт в каждый апартамент.
Также разработчики WWM намерены наладить плодотворное сотрудничество с парфюмерными компаниями.
В будущем потребность в порошках, отбеливателях и прочих чистящих субстанциях отпадёт. Тем не менее, запах чистой одежды не потеряет актуальности. Сухой горячий пар уничтожит грязь, а специальная парфюмерия придаст белью привлекательный аромат. Сегодня кажется безумием опрыскивание только что выстиранной одежды духами. Завтра, однако, погоня за "индивидуальным ландроматным запахом" может превратиться в модный тренд.
В заключение остаётся сказать, что появление первых WWM в свободной продаже может совпасть с 240-летним юбилеем первой стиральной машины англичанина Генри Сиджера (Henry Sidgier). Его изобретение, запатентованное в 1782 году, представляло собой тяжёлую и очень прочную деревянную бочку с массивной рукояткой. Бельё загружалось внутрь, заливалось водой и химикатами, а затем физически крепкий человек вращал специальную ручку, которая заставляла бельё ударяться о стенки бочки.
Сиджер с гордостью говорил, что использовал в своём изобретении "принцип соприкосновения морской воды и прибрежных скал". Соприкасаясь, они порождают энергию, которую "каждый любитель чистоты теперь сможет использовать в своих целях". Многие современники Сиджера считали, что более совершенной стиральной машины человечество никогда не изобретёт.
Вадим Дымарский