Павел и Светлана на фоне картины "Весна". 1967 год
Апрель. Петербургское солнце все смелее освещает наш небольшой кабинет. В нем все привычно и радует взор. Старинный, возможно, времен Достоевского, письменный стол, сервант и полки, щедро заполненные книгами. На стенах - несколько картин. Из них мне наиболее нравится «Дождь прошел. Чусовая». Она - кисти выдающегося советского и российского художника Павла Федоровича Шардакова (1929 - 2007). Это подарок жены мастера кисти Светланы Сергеевны. Правда, не нам. «Дождь прошел…» - ее презент известному искусствоведу, профессору Высшего промышленно -художественного училища имени В.И. Мухиной (ныне - Академия имени А.А. Штиглица) И. Г. Мямлину - вузовскому преподавателю П.Ф. Шардакова.
На оборотной стороне холста - автограф Шардаковой: «Игорю Гавриловичу Мямлину с наилучшими пожеланиями, на добрую память об авторе этой работы. С. Шардакова. 24. 04. 2009 г.» И присовокупила: «С большой благодарностью о совместной работе над книгой».
А скромный И. Г. Мямлин ниже написал: «Все эти трогательные слова и пожелания я отношу к моим замечательным коллегам по работе над этой книгой: Н.Л. и А.И. Нутрихиным, которым и передариваю эту картину. Май 2009 г. СПб.».
Мямлин и Шардаков - земляки, пермяки. Начальное профессиональное образование Павел получил в Свердловском (ныне Екатеринбургском) художественно-педагогическом училище имени И.Д. Шадра, которое с блеском окончил в 1952 году. Первой его значительной работой стала картина об атамане Ермаке на Чусовой. Он нарисовал ее вместе товарищами по училищу Борисом Прокофьевым и Славой Романовым: картину купил областной музей.
С тех пор историческая тема навсегда пленила Шардакова, хотя и не стала единственной. Получив диплом, он поехал в Ленинград, где его приняли в легендарную «Муху», на отделение монументально-прикладной живописи. Мямлин оказался одним из его преподавателей. Они подружились. Шардакова вскоре признали лучшим рисовальщиком вуза. И что особенно важно: рисунок стал основой его живописи. В этом убеждает и фундаментальная книга - сборник «Павел Шардаков». Выпустило ее в свет солидное петербургское издательство «Первый класс» в 2010 году.
Обложка книги "Павел Шардаков: сборник материалов о жизни и творчестве заслуженного художника России (1929--2007)/ сост. С.С. Шардакова, И.Г.Мямлин.
Годом раньше Светлана Сергеевна попросила И.Г. Мямлина подготовить к изданию сборник воспоминаний, статей и документальных свидетельств о жизни и творчестве ее покойного мужа. Иван Гаврилович согласился и, в свою очередь, обратился за помощью к моей жене Наталье Львовне Нутрихиной (в девичестве - Гуревич). У той уже имелся немалый опыт подготовки материалов к печати. Ее порекомендовали Мямлину общие знакомые и не ошиблись.
И.Г.Мямлин и Н.Л.Нутрихина
Работа началась. Шердакова присылала из Волгограда питерскому искусствоведу сохраненные ею вырезки из газет, копии документов, воспоминания современников и фотографии. Мямлин сочинял свои эссе, Наталья занималась техническим редактирование. Меня привлекли как литературного сотрудника. В течение года Нутрихины периодически посещали квартиру одинокого пожилого искусствоведа на Среднем проспекте Васильевского острова. А хозяин знакомил нас с материалами, присылаемыми из Волгограда Светланой Сергеевной.
Игорь Гаврилович Мямлин и Анатолий Иванович Нутрихин во время совместной работы над книгой
Жилище Мямлина напоминало музей, столько в нем накопилось картин, рисунков, фотографий и особенно книг. Игорь Гаврилович дружил с библиофилами. Одного из них - поэта Илью Олеговича Фонякова - мы видели здесь не раз. Хозяин квартиры был приветлив, приглашал нас к чаепитию. Потом сообща занимались делом: определяли композицию сборника, подбор иллюстраций, состав авторов и т.д. Наши общие усилия позднее были Щардаковой вознаграждены финансово. В целом, чтобы издать книгу тиражом 500 экземпляров, вдове пришлось продать несколько картин. Одна из них - «Сосны».
Светлана Сергеевна сделала все, что могла, для сохранения памяти о любимом муже: его обширного и бесценного творческого наследия. Она всегда участвовала в организации персональных выставок произведений Павла Федоровича, читала о нем лекции и озвучивала видеофильмы. Когда я думаю о Шардаковой, то невольно вспоминается светлый образ второй жены Федора Достоевского - Анны Сниткиной, практичной и бескорыстной. Светлана Сергеевна отличалась удивительной скромностью и не говорила собеседнику о себе. Молодой волгоградский живописец Сергей Вадимович Пелихов, дружески общавшийся с ней, написал мне: «Светлана Сергеевна рассказывала о себе очень мало, практически ничего. Все наши беседы шли о Павле Федоровиче, о нынешней жизни, бытовых делах». Кое-что, я от Пелихова все же узнал. Несколько больше сообщила Лариса Кузьминична Шардакова - давняя подруга жены Павла Федоровича. Огромное спасибо С.В. Пелихову и Л.К. Шардаковой!
Светлана родилась в Перми 29 января 1942 года. Ее отец Сергей Парфентьевич был военным и находился тогда на фронте. Мать Нина Сергеевна, окончившая медицинский институт, работала врачом. Позднее увлеклась фармацевтикой. Кроме Светы, в семье росли двое детей: сын Александр и дочь Наташа.
По окончании средней школы Света поступила в Пермский педагогический институт, на филологический факультет. В студенческую пору познакомилась с молодым живописцем Павлом Шардаковым. Тот с «красным дипломом» окончил в Ленинграде Высшее художественно-промышленного училище и мог выбирать для работы любой город нашей страны. Его приглашали в Москву, но Шардаков предпочел родную Пермь. Здесь он - вместе с товарищем по «Мухе» Евгением Широковым - сделал роспись танцевального зала Дворца культуры имени Я.М. Свердлова. И вот работа окончена, зал открыт.
Таким был Павел Шардаков в 1964 году, когда он познакомился со своей будущей женой Светланой
Здесь Светлана обратила внимание на высокого (1 метр 94 см.), спортивного молодого человека, устремлявшего на нее пристальные взгляды. Потом выяснилось: Павел - превосходный танцор. Они составили отличную пару. Однажды заняли в соревновании первое место. От парня не ускользнули красота и ум девушки. Правда, приятный кавалер вечерами часто был занят творческими и административными делами. В это время Шардаков был избран председателем правления Пермского отделения Союза художников СССР. И еще Павел успел нарисовать традиционные и новаторские картины - «Доярки», «Калийные фантазии», «В недрах земли», «Грезы весны», а также портреты и натюрморты. Успех сопутствовал крестьянскому сыну, уроженцу пермской деревни Копалы, позднее исчезнувшей.
Счастье становится полным, когда приходит любовь. Павел и Светлана поженились. «При всей своей постоянной занятости муж всегда относился ко мне со всем вниманием и заботой, - вспоминала Светлана Сергеевна. - Я была мало подготовлена к преодолению бытовых трудностей. А моя мама в силу занятости своей наукой - полагала, что я сама освою азы домоводства. Упреков мужая никогда не слышала. Он исподволь приобщил меня к ведению хозяйства и приготовлению пищи… Павел был гурманом и любил иногда готовить еду: будь то пельмени, дичь, солянка или грибы».
В 1965 году Волгоградское отделение Союза художников СССР (по рекомендации из Москвы) пригласило Шардакова к себе и супругам дали квартиру. Павла назначили главным художником города, и он на Тракторном заводе - в сотрудничестве с архитектором Борисом Геккертом - создал два мозаичных панно «Завод-солдат» и «Завод-труженик». Одну из героинь панно «Завод-солдат» художник наделил чертами свой матери Клавдии Тимофеевны.
Мозаичное панно "Завод-солдат" на ризолите заводоуправления Тракторного завода в Волгограде
Талантливый художник потрудился и в музее - панораме «Сталинградская битва». Один зал украшает мозаичное панно Шардакова «Рода войск, принимавших участие в Сталинградской битве» (геральдика). Эскиз, фото. 1983 г. Он же - автор и многих иных волгоградских мозаик. Часть их была уничтожена в девяностых годах.
Павел Федорович выполнял заказы других городов. В течение двух лет он - вместе с архитекторами О.Н. Шориной и А.П. Загородниковым - создал в Перми «Монумент Уральскому добровольческому танковому корпусу», прославившемуся в Великой Отечественной войне.
По окончании ряда работ состоялась поездка мастера в Норвегию. Светлана нередко сопровождала мужа в творческих командировках за рубеж и по Советскому Союзу. Павел Федорович навещал Пермь и родной Оханск. Вместе с женой он совершил несколько туристических поездок по странам Европы, Азии и Африки.
"На берегу моря Атлантик. (Сенегал)". 1973 год
В 1978 году Шардаков побывал в Мексике и Перу. Супруга трудилась переводчиком с английского в совместных иностранных турне, а также в волгоградском Доме молодежи и гостинице «Интурист». Она много позировала Павлу, рисовавшему ее дома, и вела семейное хозяйство. Когда мужу нездоровилось, самоотверженно ухаживала за ним, а выздоровевшего художника оберегала от случайных, незваных «гостей».
Случались неожиданные, печальные события. В семидесятых годах скончался родной брат Светланы Сергеевны - Александр, живший в Волгограде. Позднее в Перми умерла ее сестра Наталья. Оба были бездетны. Какой-то рок тяготел над родственниками.
Все тепло своей души Светлана Сергеевна щедро отдавала любимому мужу, помогала ему в трудные моменты. В мире художников шла борьба за заказы, которых подчас оказывалось мало. Павел одерживал крупные творческие победы. Потом восстанавливал силы. В 1984 году супруги отдыхали на Академической даче художников имени И.Е. Репина, расположенной рядом с Вышним Волочком. Там Павел Федорович создал портрет любимой жены: во всей ее красоте и обаянии.
"В цветах золотой осени (На Академической даче им. И.Е. Репина). 1984 г.
В Пермской области, в городе Чусовой, краевед и общественный деятель Леонард Дмитриевич Постников создал Историко-этнографический комплекс реки Чусовая. В состав комплекса вошел «Музей Ермака». Краевед нашел в одной из деревень заброшенную деревянную церковку и перевез ее ближе к городу. Постников попросил Шардакова создать портрет Ермака и серию исторических миниатюр в старинном стиле о походе атамана с отрядом сподвижников в Западную Сибирь.
Павел Федорович и Светлана Сергеевна покинули Волгоград и зимой жили в избушке близ Чусовой, в морозы ходили к реке за водой. В трудных условиях жена снова проявила силу характера, любовь к мужу и веру в его талант.
Светлана Сергеевна в музее Ермака в г. Чусовой у картин Павла Шардакова
Шардакова всегда интересовала религиозное прошлое и настоящее России, ее храмы и служители церкви. Студенческую практику он прошел в старинном Новгороде. В зрелом возрасте в Волгограде, храме преподобного Сергея Радонежского нарисовал иконы и иконостас.
В 1991 году в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И. Машкова была открыта персональная экспозиция произведений Шардакова. Посетители восхищались его главной картиной «На русской Масленице». Автор трудился над ней сорок лет, доводя до совершенства. Нарисовал заранее множество этюдов. Живописец всегда оставался реалистом, лириком и мыслителем.
Павел Федорович Шардаков у картины "На русской Масленице"
Шардаков продолжил и развил традиции отечественной классической живописи. Прежде всего, великого Василия Сурикова с его «Взятием снежного городка» и «Боярыней Морозовой». «В композиции Шардакова все подчинено раскрытию образа кулачного бойца, - считает искусствовед Евгения Платонова. - Он соединяет в себе красоту физическую и духовную. И это вполне земной, узнаваемый типичный крестьянин». Картина могла бы стать жемчужиной» любого столичного музея. Но мастер завещал ее родному Оханску.
В 2002 году Павлу Федоровичу было присвоено звание «Заслуженный художник России». В 2005 году его имя включили в энциклопедию «Лучшие люди России».
На открытии выставки одной картины "На русской масленице" в Доме Литератора. 1997 год. Волгоград
Последние годы жизни мастер хворал, лечился в Волгоградской клинической больнице. Светлана Сергеевна самоотверженно ухаживала за мужем. 7 ноября 2007 года он скончался. Похоронили его в Волгограде, на Дмитриевском кладбище, на центральной аллее.
Вдова сделала все возможное, чтобы сохранить ценное творческое наследие любимого супруга: картины, рисунки, его архив. Большинство произведений было подарено ею городу Оханску, в районе которого раньше находилась родная деревня П.Ф. Шардакова - Копалы.
Светлана Сергеевна Шардакова
13 февраля 2012 года в Оханске (Пермский край) в Центре детского творчества была открыта картинная галерея имени П.Ф. Шардакова. Ее фонды состоят из произведений одного этого художника. Тогда и позднее Светлана Федоровна подарила этому музчень много произведений любимого Павла. Она участвовала почти во всех торжественных культурных мероприятиях, посвященных ему и его творчеству. Подготовка картин к переезду в Оханск, транспортировка и охрана произведений живописи потребовали много усилий и средств. Местные власти оказали вдове помощь.
Светлана Сергеевна несколько лет обменивались с нами, Нутрихиными, письмами в интернете и открытками по почте. 25 октября прошлого года она поблагодарила Наталью Львовну и меня за поздравление ее в связи с днем рождения Павла Федоровича. Перед этим мы послали ей файл моей новой книги «Дневники питерского старожила».
«Я посмотрела обложку она мне понравилась, - ответила она. - Буду признательная и с интересом познакомлюсь с содержанием, если подарите экземпляр. Первую книгу («Записки питерского старожила» - А.Н.) я прочла почти без перерыва. Некоторые эпизоды напомнили мне мою раннюю жизнь. Буду в ожидании… На днях я открыла выставку ранних работ Павла. Она из частных собраний наших друзей. Дома оставались 29 произведений студенческого периода и несколько тематических. Не было натюрмортов и портретов, подаренных нами друзьям по их торжественным датам».
4 ноября. В этот день Шардакова написала: «Дорогие Наталья Львовна и Анатолий Иванович поздравляю Вас с приближающимся новогодним праздником…» Книгу я получила. Большое спасибо, как прочту. Поделюсь впечатлением. У меня плохой выход в интернет Он не всегда открывается, поэтому связи «он лайн» нет».
7 ноября. Светлана Сергеевна сообщила: «Опять прервалась связь: прекратилась трансляция передачи из Оханска. Там в мемориальном Музее имени П.Ф. Шардакова шло костюмированное представление, посвященное десятилетию открытия картинной галереи. Пока все новости. Очень поздно. Спокойной ночи».
Светлана Шардакова умерла 4 января 2023 года после продолжительной болезни.
В Оханске этому печальному событию была посвящена торжественная траурная церемония. В музее собрались люди, знавшие усопшую, чтобы еще раз выразить ей благодарность за щедрый дар городу. В результате - Оханск стал одним из наиболее привлекательных культурно-художественных центров Пермского края.
Похоронена Светлана Сергеевна в Волгограде, на Дмитриевском кладбище, рядом с могилой мужа. Известный волгоградский художник Сергей Вадимович Пелихов недавно сообщил мне что место захоронения супругов Шардаковых благоустроено. Благодарим его эту приятную весть и присланные им фотографии.