Петровский замок, Москва. Прекрасен он, сияет златом...

Mar 10, 2010 18:12


Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

На продолжении Тверской улицы, на бывшем Петербургском тракте и стоит Петровский замок, тот самый, в котором в сентябре 1812 года Наполеон ждал делегацию русских "с ключами от города старого... (читать про Путевой дворец)






























Пост стырен у zolotayakoshka , фотографии сделаны ею - большое спасибо!

Замок был недавно отреставрирован и поэтому так красочен и ярок - почти игрушка.
Копирую отличный пост magon  и добавляю фотографии из интернета - уж очень он красив:


Петровский Парк: вчера, сегодня, завтра

Петровский парк - место легендарное, история которого началась два века назад. Стоит отметить, что парк, несмотря на долгую и богатую на события жизнь, всегда шел в ногу со своим временем.


Итак, Петровский парк был заложен в 1834 году. Его центром является комплекс зданий Петровского путевого дворца, построенный в 1782 году по проекту талантливого архитектора Казакова, по распоряжению Екатерины Великой. Матвей Казаков подошел к строительству дворца с особой тщательностью.


Строился дворец очень быстро - в 1777 г. уже был возведен главный корпус. Наружные скульптурные украшения были выполнены из керамики мастером Иоганом Юстом осенью 1778 г., в 1779 г. дворец практически готов. Остаются отделочные работы - установка украшений на лестнице, медальонов и венцов в главном зале, фонарей, велись они до 1781-1783 гг. М.Ф. Казаков умело сочетал белый камень и красный кирпич.


Получилось легкое, почти ажурное строение, в котором сочетаются приемы классической архитектуры и древнерусского зодчества, т.е. смесь готического и древнерусского стиля, сам дворец, в завершенном виде, представлял собой подобие крепости - он был окружен мощными стенами с тосканскими башнями-джонками. Центр главного здания образовывал круглый зал, увенчанный великолепным куполом высотой в 16 метров, в этом куполе были сделаны стрельчатые окна, что придавало ощущение наполнености светом. Сейчас в купольной части мы можем увидеть шпиль-флагшток, на месте которого Казаков первоначально планировал разместить двуглавого орла. У дворца два фасада, центральный и парковый. Центральный фасад оформлен двойными арками с гирьками и кувшинообразными колоннами, узорными белокаменными наличниками, но не менее интересен и парковый фасад.


Дворец получил название Петровского т.к. земли, на которых он был построен, принадлежали Высоко-Петровскому монастырю, но есть и другая версия о том, что дворец назван в честь Петра I.
Петровскому дворцу более 200 лет, но и сейчас он радует душу и глаз. Во времена первой мировой войны там находится госпиталь, после 1917 г. там был музейный отдел Главнауки, в 1920 г. здание принадлежит главному управлению воздушного флота, а с 1923 г. здесь разместилась военно-воздушная академия им. Жуковского, а скоро дворец перейдет на баланс города и в нем будет устроена гостиница для высокопоставленных гостей. Более подробную информацию можно узнать из статьи Сергея Молодцова "Погром в Петровском замке"


Построен он был как подъездной дворец на Петербургском тракте, непременно перед въездом в Москву, государь со свитой останавливались на отдых. Это стало традицией, и она не нарушалась даже тогда, когда была построена железная дорога между Петербургом и Москвой. Вторым после Екатерины Великой в Петровском подъездном дворце в 1797 г. останавливался Павел I. Торжественный въезд в столицу происходил 15 марта. Император ехал верхом, а императрица в роскошной карете, на всем пути следования в Кремль шпалерами были выстроены войска, для зрителей были устроены крутые галереи, поставлены пять новых триумфальных арок, а старые украшены живописью. Особой пышностью отличался въезд в Москву императора Александра I - над городом целый день стоял колокольный звон.


Императрице дворец очень понравился. Екатерина II в первый раз остановилась в нем в 1787 г., о чем писал М.И. Пыляев:
«Есть предание, что государыня во время своего пребывания здесь отослала все назначенные для нее караулы солдат, сказав, что она хочет остаться во дворце под охраной своего народа, и после этого, как передает предание, толпы народа стали тесниться около дворца, остерегая друг друга, говоря: «Не шумите, не нарушайте покоя нашей матушки».


Стены дворца видели не только русских царей, в 1812 г., спасаясь от московского пожара, покоритель Европы, французский император Наполеон, укрывался за стенами дворца, а его армия располагалась вокруг. С уходом французов дворец был частично разрушен, но позднее восстановлен, возможно эти впечатления от практически разрушенного дворца отразились в строках А.С. Пушкина :


Верещагин Василий Васильевич. Возвращение из Петровского замка. 1895 г.
Бородино 1812. - М. : Мысль, 1987. - С. 240.
Прощай, свидетель падшей славы,
Петровский замок ...

Он был прославлен на всю Россию его важной ролью и интересным «готическим» обликом, приданным ему М.Ф. Казаковым. Местность около Петровского дворца была не застроена, вокруг раскинулся парк, позднее названный Петровским, который простирался от нынешней Башиловской до села Петровское-Зыково, которое известно с 17-го века, отсюда и название Старо и Ново-Зыковские проезды.

ВОКРУГ ДА ОКОЛО

После войны 1812 г. местность вокруг дворца стала застраиваться дачами богатых москвичей, за застройкой Петровского парка было поручено следить генералу Башилову. И в его честь была названа Башиловская улица. У самого генерала был загородный дом, который он сдал в 1836 г. под ресторан французу Транквилю Яру. Ресторан «Яр» прославился благодаря лучшему цыганскому хору Соколова, выступавшему здесь, и при чем прославился на всю Россию. Это здание несколько раз перестраивалось, а в 1950 г. было полностью реконструировано для гостиницы «Советская», а сейчас в здании снова слышна цыганская музыка, здесь разместился театр «Ромен».

Во времена А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова парк стал излюбленным местом гуляний творческой интеллигенции. Кстати, в то время запрещалось строить на этой территории трактиры и постоялые дворы.

В 1844 году, на праздник Благовещения, торжественно заложили храм, основанный А. Нарышкиной, (более подробную информацию можно узнать в статье "Церковь Благовещения в Петровском парке), а до этого были построены элитные дачи Трубецких, Апраксиных, Голицыных, Волконских, Оболенских, Толстых...

Во второй половине XIX века Петровский парк оставался излюбленным местом как для дач, так и для увеселений, только теперь здесь появились и новые дачники, и новые увеселения. Тут стали строить виллы купцы, промышленники - они и принесли сюда свои развлечения в виде ресторанов с цыганскими представлениями и кутежами.

Владельцы земель Петровского парка строили здесь рестораны, трактиры и увеселительные заведения. Наиболее известными из них были : «Стрельна», «Яр» , «Эльдорадо» и «Аполло». Ресторан «Стрельна» имел зал с эстрадой и роскошный зимний сад, его владелец, С.Н. Натрускин собирал экзотические растения со всего мира, а бассейны сада были полны разнообразной рыбы.

Истории известен довольно интересный случай в ресторане «Стрельна». В 1877 г. Михаил Алексеевич Хлудов на свои деньги основывает вооруженный отряд и отправляется на Балканы помогать сербам в войне с турками, хотя в основном он там пил гулял, в общем кутил, но не обошлось и без нескольких сражений, в одном из которых он даже был ранен. Когда он приехал в Москву, он пригласил своих друзей в ресторан «Стрельна», сам же он явился в мундире сербского офицера да еще и с шашкой. После множества тостов в честь его и самой сербской армии Хлудов принялся рассказывать о своих подвигах, и настолько увлекся рассказом что выхватил шашку и с криком: «Ура!!!» - бросился рубить пальмы, которые были там в изобилии, после того как он перерубил все пальмы он принялся за зеркала, так что можно представить как он увлекся рассказом. Домой он попал только под утро, когда же ему предъявили счет за зеркала, то он сразу заплатил 1000 рублей, но когда предъявили счет за выпитые напитки и съеденные блюда, он принялся выторговывать каждую копейку. Что же касается пальм - их не купишь на русском базаре, и Хлудову пришлось доставлять их из своего имения в Сочи, но и здесь он немного сплутовал, к каждой пальме он прикрепил табличку, на каждой из которых было написано, якобы, эти пальмы приняты в дар рестораном «Стрельна» от Михаила Алексеевича Хлудова.

Здание ресторана «Эльдорадо», построенное архитектором Поликарповым в стиле модерн, сохранилось, в этом здании долгие годы был «клуб офицеров», сейчас здание на капитальном ремонте. По другую сторону Красноармейской улицы расположилось здание еще одного ресторана «Аполло». В настоящее момент здесь находится музей Авиации и Космонавтики. История сохранила для нас уникальный загородный дом «Черный лебедь», построенный архитекторами В.М. Маяновым и В.Д. Адамовичем в начале 20 века в неоклассическом стиле, он принадлежал Николаю Рябушинскому, одному из восьми братьев Рябушинских, владельцев банков и текстильных предприятий. Вообще род Рябушинских интересен не только тем что они занимались текстильной промышленностью и банковским делом но и играли важную общественную роль в жизни России. Например Владимир Рябушинский был гласным городской думы. Павел Павлович выпускал газету «Утро России», которая позволяла критиковать даже министров, и в отличии от газеты своего брата Николая была выгодной. Степан Рябушинский имел одну из лучших коллекцию икон. Вообще многие из братьев Рябушинских увлекались иконами и в имиграции даже создали общество «Икона» которая сделала много для популяризации русской иконописи. Дмитрий Рябушинский был профессором и являлся член-корреспондентом Французской академии наук, работал он в области аэродинамики. У него в имении была устроена первая аэродинамическая лабаратория. В доме Рябушинского устраивались большие приемы для самых богатых и знатных людей Москвы. Устраивая такие приемы и издавая газету «Золотое руно», себе в убыток, он промотал все свое состояние и революция его не разорила. В «Золотом руне» сотрудничали В. Брюсов, А. Блок, И. Бунин. В начале 20 в. здесь бывали известные художники и писатели. Дорожки виллы были обсажены пальмами, на клумбах цвели орхидеи. В саду у собачьей будки сидел леопард. У входа в сад был приготовлен саркофаг, как последнее пристанище Н. Рябушинского. Однако в 1918 г. владельцу пришлось эмигрировать, и умер он вдалеке от России. За строгим фасадом виллы скрывался изысканный интерьер: причудливая мебель, изготовленная по специальному заказу, с маркой в вде черного лебедя, обтянутая парчой и шелком и пропитанная ароматными курениями прекрасная роспись, выполненная художником Павлом Кузнецовым. На показ гостям была выставлена великолепная художественная коллекция: драгоценные фарфоровые вазы, фигурки драконов с устрашаюшими мордами, привезенные Николаем Рябушинским с острова Майорки, и отравленные стрелы дикарей с Новой Гвинеи. Все столовое убранство было с тем же вензелем: скатерти, салфетки, посуда, серебрянные приборы. Черный лебедь красовался на бокалах и рюмках из тончайшего венецианского стекла, сделанных в Италии по заказу хозяина виллы. Стены были увешаны ценнейшими картинами. В саду, распушив веером узорчатые хвосты, прогуливались павлины, бегали золотистые фазаны, пели заморские птицы с невиданно ярким оперением.

После революции здание «Черного Лебедя» было занято районным ЧК. В доме была обнаружена коллекция икон Николая Рябушинского, которая пополнила экспозицию Третьяковской галереи. Сейчас в доме Рябушинского расположился банк. Этот банк находится на Нарышкинской аллее, которая была названа в честь А.Д. Нарышкиной, владелицы одной из усадеб Петровского парка. На аллее находится церковь «Благовещения», построенная хлопотами и на средства Нарышкиной в память внучки Анны Булгари, умершей в четырнадцатилетнем возрасте. Церковь была создана архитектором Ф.Ф. Рихтером в 1847 г. Храм был открыт только для благородного дачного населения. Очень долгое время здание церкви использовалось не по назначению, там был склад, и лишь несколько лет назад храм был передан патриархии, сейчас его реставрируют, но там уже проходят службы.

На территории Петровского парка существовала система садов: разные владельцы брали в аренду землю в парке, устраивая там атракционы, кафе, рестораны. Владелец сада «Фантазия» В.А. Взметнев, выкупивший его у прежней хозяйки, устроил в саду летний театр, буфет-ресторан, музыкальную эстраду, гроты и беседки. В 1900 г. новый хозяин сада купец В.С. Самойлов переименовал его в «Альгамбру». При нем театр был электрофицирован, в саду устроили цирковую эстраду.

Говоря об архитектурных памятниках нельзя не упомянуть о деревянной ограде бывшей лечебницы им. Усольцева, которая находится на Старо-Петровско-Разумовском проезде, эта ограда предположительно выполнена по эскизам Михаила Врубеля, который провел здесь свои последние годы. Михаил Врубель был очень знаменитым художником, автор работ: «Демон», «Демон повержен». Керамические панно Врубеля украшают фасады гостиницы «Метрополь», а именно «Принцесса Греза» и «Морская царевна». Последнюю работу в своей жизни художник написал здесь это была картина «Портрет Брюсова» Раньше ограждение лечебницы было украшено майоликой, а сейчас ограда разрушается, особенно угловые башенки.

Несомненно нельзя не упомянуть о первой в Москве (еще опытной) линии электрического трамвая, проложенной от Страстного монастыря до Петровского парка. Здесь в 1899 г. 25 марта проехали первые трамвайные вагоны. Если пройти по Нижней Масловке, до ее пересечения с Новой Башиловкой, то мы увидим невысокое краснокирпичное здание (Нижняя Масловка д.15), это и есть сохранившееся в Москве депо первого трамвайного парка, принадлежащее «Бельгийскому Акционерному обществу»,имевшему разрешение на прокладку и использование конно-железных дорог, именно отсюда и выехали первые трамвайные вагоны. Это депо действовало вплоть до прокладки по Масловке и Башиловке третьего транспортного кольца.

Если мы пройдем по Новой Башиловке в сторону Ленинградского проспекта, то мы попадем к станции метро «Динамо», которая получила свое название от стадиона «Динамо», находящегося прямо здесь, построенного в 1928 г. по проекту А.Я. Лангмана и Л.З. Чериковера. Первоначально подковообразные трибуны стадиона вмещали 20 тысяч зрителей. Между трибунами и футбольным полем находились вело- и мототрек. Но вскоре выяснилось что стадион не удовлетворяет требованиям, резко возросшим в то время к сооружениям такого рода, и поэтому треки пришлось убрать, вследствие чего вмещаемость стадиона возросла до 40 тысяч человек.

Облик земель вокруг Петровского дворца с годами меняется, в 50-х годах, в основном, застроен одно-двухэтажными домами, возвышались над ними лишь комплекс домов академии им. Жуковского и высотное здание жилого дома 50-х годов, в котором жил знаменитый авиаконструктор Ильюшин (генерал-полковником инженерных воиск, трижды Герой социалистического труда, создавший бомбардировщики: «ИЛ-4» «ИЛ-28», штурмовики «ИЛ-2» «ИЛ-10» и т.д. Но он конструировал не только военные самолеты но и пассажирские такие как: «ИЛ-62» «ИЛ-14» «ИЛ-18». Он связан с историей Петровского парка т.к. жил здесь его мемориальную доску мы можем увидеть на фасаде жилого дома 1950-х годов, в котором он жил. Так же его именем названа улица в нашем районе. В 60-х годах наш район был застроен пятиэтажными домами. Позднее появились и многоэтажные здания. До наших времен сохранилось всего лишь несколько деревянных построек и срубов, в том числе и несколько бывших больничных корпусов лечебницы им. Усольцева. В начале 20 в. в Петровском парке появились кинотеатры.

В память о событиях войны 1812 г., к 850-летию Москвы, в парке был поставлен обелиск русским гусарам. Этот обелиск представляет собой стальной шпиль высотой более 5 метров, на конце которого позолоченный шар из стекла, который днем, в лучах солнца будет сиять как звезда, а ночью будет сиять также, только благодаря подсветке. Конструкция была названа «Путеводной звездой гусара», построена она была как символ войны 1812 г. Работу выполнили заслуженные художники России: Никита Медведев, Евгений Моисеев и Герман Зарякин.

Во времена А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова парк стал излюбленным местом гуляний творческой интеллигенции. Кстати, в то время запрещалось строить на этой территории трактиры и постоялые дворы. В Петровском парке были возведены дома Апраксиных, Барятинских, Голицыных, Волконских и др. В 1835 г. в парке был выстроен деревянный театр, чуть позже «Воксал» с помещениями для танцев, карточной игры, с читальней. Это место стало центром местных увеселений: здесь устраивались концерты, балы, по воскресениям играл духовой оркестр и иногда бывали фейерверки. В 1844 году, на праздник Благовещения, торжественно заложили храм, основанный А. Нарышкиной, а до этого были построены элитные дачи Трубецких, Апраксиных, Голицыных, Волконских, Оболенских, Толстых...

Во второй половине XIX века Петровский парк оставался излюбленным местом как для дач, так и для увеселений, только теперь здесь появились и новые дачники, и новые увеселения. Тут стали строить виллы купцы, промышленники - они и принесли сюда свои развлечения в виде ресторанов с цыганскими представлениями и кутежами.

СОВРЕМЕННОСТЬ

В мае 1918 года здесь прошло первое после революции соревнование легкоатлетов. Петровский дворец в 1923 году был передан Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского и получил новое революционное имя - "Дворец красной авиации".
Дачи ликвидировали, парк попытались привести в порядок, но, поскольку здоровых и крепких деревьев в нем почти не осталось, то большую его долю вырубили и освобожденную территорию отвели под строительство стадиона "Динамо".
Сегодня оставшаяся, дожившая до наших дней часть парка - маленький скверик, по сравнению с его былым могуществом.

"Парк дважды подвергался реконструкции. Первая была проведена по проекту известнейшего архитектора Менеласа, который специализировался в преобразовании регулярных парков в ландшафтные. Вторая реконструкция коснулась парка в 30-х годах ХХ века по проекту архитектора Коржева. При этом большая часть парка была отведена под строительство спорткомплекса и здания метро "Динамо". Основная и особо ценная ландшафтная часть парка была утрачена. До настоящего времени сохранился только центральный участок парка, примыкающий к Петровскому дворцу, который сохранил черты регулярной посадки. Его структуру формируют радиально-кольцевые аллеи. Сегодня общая площадь парка - 25,5 гектаров. На территории парка, подверженной интенсивнейшей антропогенной нагрузке, расположена разноплановая застройка: дом ребенка, закрытые спецобъекты, банк и т. п., что негативно отражается на образе парка. Причем, территория парка постоянно уменьшается - северный его сектор практически вышел из ансамбля, так как там ведется новое строительство.

Рельеф парка имеет уклон в сторону Ленинградского проспекта, что позволяет мало влиять на внутренние воздушные массы приходящему со стороны магистрали загрязнению. Однако, все аллеи парка сейчас интенсивно используются для движения автотранспорта, представляя из себя сплошные автодорожные развязки. Понятно, что в парке такого значения, где отдыхает большое количество горожан, внутреннее автомобильное движение просто немыслимо, его нужно исключить.

В прошлом году здесь было проведено детальное обследование зеленых насаждений по общепринятой методике. Наиболее интенсивные участки были подвержены пристальному учету - каждое дерево, каждый куст были отмечены. В основу исследования были положены принципы: историческая планировка; функциональное зонирование объекта; характер использования территории с точки зрения автомобильного и пешеходного движения; назначение прилегающих к парку территорий; композиция насаждений

Всего при подеревной инвентаризации было нанесено на план и оценено 4500 деревьев и 6614 кустарников. Эту работу выполнили студенты 4-го курса МГУЛ. Обнаружилось значительное переуплотнение посадок, что приводит к их деградации. Также на территории парка сформировалась горизонтальная сомкнутость крон, которая, как зонтик, мешает проветриванию. В результате все выхлопные газы и прочие загрязнения остаются под деревьями. А ведь с точки зрения пространственной организации нам нужны качественные объекты озеленения. По результатам проведенных работ были составлены рекомендации для каждого участка парка, содержащие целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение микроклиматических, санитарно-гигиенических и эстетических характеристик парка. Анализ показал, что необходимо производить изреживание существующих насаждений. Хотя, достаточно большой процент насаждений находится в достаточно хорошем санитарном и эстетическом состоянии. Причем, большинство деревьев имеет перспективный возраст для формирования на их базе улучшений. В парке преобладают посадки в возрасте 40-60 лет (60% от всех посадок). Значительное место (30%) занимают здесь и старожилы в возрате 70-120 лет. Это момент положительный, позволяющий на имеющейся базе сформировать полноценный комплекс.

Все работы по восстановлению парка должны вестись на основании историко-архитектурного плана. Проект реконструкции должен быть не частичным, а распространяться на всю территорию парка, как единого организма. Нужно говорить о запрете автомобильного движения по территории парка, что позволит не только улучшить его санитарное и эстетическое состояние, но и повысить безопасность посетителей парка. Кроме того, рекомендуется установить ограду с целью обозначения четких границ парка. Предусмотреть в парке площадки отдыха и удобные пешеходные дорожки, дабы предупредить переуплотнение почвы. Необходимо также улучшить породный состав насаждений и провести прореживание имеющихся малоценных видов. Особое внимание нужно уделить формированию объемно-пространственной структуры насаждений, с целью организации световых окон и снижения полноты насаждений до нормы". (из статьи "Вопросы реконструкции Петровского парка в Москве")

РЕКОНСТРУКЦИЯ


С июля с.г. в парке подводятся реконструкционные работы. Чувствуется, что бабки вложили немалые, ибо как мне удалось узнать стартовая цена проекта реконструкции около 138 млн. руб. В ходе ее намечено заменить на транзитных дорогах существующие покрытия бетонной плиткой, создать прогулочные маршруты с уголками тихого отдыха, переоборудовать детские и спортивные площадки, установить садовые диваны и урны.Кроме того, будет высажено около 300 хвойных и лиственных деревьев, а также почти три тысячи кустарников. Появятся цветники и розарий.


http://www.photosight.ru/photos/3580523/?from_member
Что реально сделано: Сняты старые асфальтовые дорожки, убраны некоторые аллеи, в том числе та, которая вела от метро к моему дому. Проложены новые аллеи из брусчатки, чаще всего более узки, чем были раньше. Обновлен грунт, завезен новый чернозем с пророщенной травой. Зеленая молодая травка в начале ноябре, припорошенная снегом, зрелище не для слабонервных.


http://o-moskve.narod.ru/p30.html
Брусчатчатые дорожки красивы, но насколько они функциональны? Как они себя поведут зимой непонятно. Также непонятно кто их будет чистить. Вопрос освещенности парка не решен: как было темно, так и осталось. Один фонарь погоды не сделал. По радиусу парка проведены узкие прогулочные аллеи, расчитанные на одного человека.Гравий с бетонной крошкой сровнялся уже с землей. Со стороны Петровско-Разумовской аллеи поставлен ажурный полутораметровый забор, который наглухо перекрыл все привычные дорожки в парк. Видимо строители поняли, что перестарались и около поворота на Мирской переулок сделали уродливый, широкий вход/въезд в парк.
Вообщем, реконструкция Петровского парка мне не очень понравилась. Веет непродуманностью, не функциональностью, погоней за красивостью.
Что из этого выйдет? Не знаю.
Поживем - увидим.

Москва, Фотографии, петровский замок, История

Previous post Next post
Up