В продолжение темы про варежки. Начало тут:
community.livejournal.com/ru_psiholog/1550510.html Суть тут даже не в варежках как таковых, а в потерях и забывании. Ведь люди теряют паспорта, деньги, ключи, очки, зонты… Где гарантия, что привыкнув к маленьким и неощутимым потерям, мы не потеряем, не заметив, что-то очень дорогое?
И вот сложилось у меня на счет потерь несколько гипотез, об их причинах и следствиях, возможно какие-то из них подойдут и вам.
1. Ответственность.
Ответственность за себя или за свои границы, поскольку варежки это одежда - граница, защита, в потере может проявляться как дефицит этой самой ответственности так и ее переизбыток (когда до всех дело есть а до себя нет). Про ответственность подробнее здесь:
anastasiya-um.livejournal.com/7515.html 2. Механизмы забывания по З.Фрейду.
Основатель психоанализа уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить.
Примерами мотивированного забывания, по 3. Фрейду, являются случаи, когда мы непроизвольно теряем, закладываем куда-либо вещи, связанные с тем, что хотим забыть, и забываем об этих вещах, чтобы они не напоминали нам о психологически неприятных обстоятельствах.
Склонность к забыванию неприятного действительно широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.
3. Традиции.
Есть традиция бросать монетку на том месте, куда хочешь вернуться. А еще люди покупают маленькие сувениры в путешествиях, чтобы забрать их с собой как частичку понравившегося места. Как якорь держит корабль, так и оставленная монетка, сувенир, забытая вещь связывают нас незримой ниточкой с каким-то местом. Может ли этот механизм работать бессознательно? Тогда намеренное оставление превращается в потерю. А что мы «якорим» в местах потерь? Само место? Или какие-то чувства и эмоции, к которым хотим позднее вернуться?
4. Дефицит внимания, рассеянность.
Быть может потери в раннем детском возрасте - это дефицит внимания, попросту рассеянность? И дальше все зависит от того, что с ним делали его родители? Привязывали на веревочку, напоминали, ругались… или давали возможность нам учиться на собственных ошибках и развивать недостающие навыки?
Однако дефицит внимания у ребенка может быть также и проявлением органических нарушений, и это повод для консультирования и диагностики.
5. Деструктивная агрессия.
Если на тот же вопрос потерь посмотреть из ракурса Я-структурной модели личности Гюнтера Аммона (G. Ammon, 1992), можно предположить, что потеря - мягкий вариант деструктивной агрессии. Аммон понимает агрессию в как энергию к познанию мира и установлению связей с окружающими. Деструктивное ее проявление - когда первоначально конструктивная агрессия, не найдя реальной цели, обращается против структуры личности или окружающего мира в качестве разрушающей силы. Читаем: «Если деструктивная агрессия не находит выхода вовне, она обращается против самого индивидуума. Последствием становится саморазрушающее поведение: несчастные случаи, самоповреждение, самоубийства, бытовая запущенность, злоупотребление психоактивными веществами» («Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование», Под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова, СПб, 2003.)
Конечно, самоповреждение и пр. - это жесткий вариант, а мягкий - как разрушение границ, создаваемых одеждой.
Так же приходят в голову мысли о бессознательной манипуляции, как способе привлечения внимания. Особенно часто она может использоваться детьми. Например, в ситуации дефицита родительского внимания даже негативная реакция на его поведение для ребенка желаннее, чем никакой.
Узнаете ли Вы где-нибудь здесь себя?
Приглашаю к дискуссии.
Написано при участии Дарьи Ефимовой
http://daria-e.livejournal.com/