У ответственности множество видов: есть ответственность за детей, за семью, за своевременное и аккуратное выполнение трудовых обязанностей, за тех, кого приручили. В большинстве своем ответственным мы называем человека, обладающего именно этими типами ответственности. И я не спорю - это очень важные и нужные качества. Поговорить же я хочу о другой ответственности - ответственности за себя, за выбор того места, где я нахожусь, того состояния, которое я выбираю. Конечно, это не просто. Этому нужно учиться, если это, конечно, представляется нужным, но не доступным осуществлению.
Я предполагаю, что ответственность формируется в детстве из огромного количества мелочей подобных привязанным на веревочку варежкам. За ними не нужно следить, а следовательно заботиться о тепле СВОИХ рук, об этом уже позаботилась мама. В тоже время я часто слышу, как заботливая мама говорит своему шалящему ребенку: «ну почему ты не слушаешься? Ты хочешь, чтобы мама расстроилась/рассердилась/обиделась?» Получается, что маленький ребенок отвечает за мамины эмоции. Не кажется ли Вам, что это тяжелый груз? И со временем получается заколдованный круг: за нас слишком долго отвечают другие, мы к этому привыкаем и по их образу и подобию учимся отвечать тоже за других: за детей, за родителей, за тех, кого приручили. А себя в этом длинном списке ответственностей теряем и получается, что за нас отвечают все остальные. На эту тему вспоминается анекдот:
Мама и сын:
- Семочка, иди домой!
- Мама, я замерз?
- Нет, ты хочешь кушать!!!
Это, конечно крайность, но как-то грустно становится. Ведь в каждой шутке…
В Я-структурной модели личности Гюнтера Аммона (G. Ammon, 1992) описанному соответствует шкала дефицитарного внешнего Я-отграничения. Цитирую по книге «Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование» Под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова, СПб, 2003.
Дефицитарное внешнее Я-отграничение это неспособность регулировать близость и дистанцию в отношениях с другими людьми, внешними событиями и с окружающим миром. Это неспособность проводить различия между «Я» и «Не-Я», между самим собою и другими, между своими и чужими потребностями и чувствами. Человек не в состоянии принимать собственные решения и отстаивать их перед другими людьми, он не может сказать «нет» и чувствует себя игрушкой в их руках. Он перенимает чувства и настроения других, как если бы они были его собственными, с трудом может согласиться, что люди имеют другие потребности или хотят идти своими путями; воспринимает все ситуации так, как будто все хотят одного и того же. Такой человек зависим от присутствия других, слишком подчинен нормам, господствующим в данный момент в социальной группе, беспомощен, отдан на произвол других и, соответственно, доступен для эксплуатации.
Стремление переложить ответственность за себя на другого, а ответственность за него взять на себя - это и есть тенденция к симбиотическому слиянию.
Я-отграничение является одной из первичных функций регуляции отношений «Я» с окружающей группой. Только лишь отграничения «Я» и «Не-Я» приводят к осознанию существования двух индивидуумов, которые могут устанавливать друг с другом отношения, в противоположность симбиотическому слиянию. Поэтому построение границ «Я» является решающей фазой в развитии идентичности человека. Одновременно оно создает возможность внешнего контакта как реального опыта общения с окружающей группой.
Исследования показывают, что для России средние показатели по шкале дефицитарного внешнего Я-отграничения в среднем выше, чем для Европы.
Пройти полный тест Гюнтера Аммона (ISTA), и выявить свои показатели по всем шкалам можно тут:
turmalin85.livejournal.com/ .
Так же там размещена еще одна методика -Тематический Апперцептивный тест. Пройдя тестирование по ссылке Вы поможете нам стандартизировать ТАТ для современного русскоговорящего населения.
А здесь способы получения результатов, если они Вас интересуют:
anastasiya-um.livejournal.com/2143.html.