Данный пост - попытка выяснить судьбы дореволюционного епископата, их реакцию на те вызовы, которое бросало им последовавшее после революции непростое время, а также систематизировать полученные сведения.
На 1 марта 1917 года в Российской Империи числилось 179 архиереев. Список епископов я взяла из сборника М. А. Бабкина "Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году" (М., Индрик, 2008), но с некоторыми уточнениями дат жизни многих иерархов.
В следующей таблице приведены основные данные по каждому епископу, которые удалось установить. Сюда входит имя в сане, фамилия, епархия (или викариатство), год хиротонии, годы жизни (дата рождения известна у всех), причина смерти, юрисдикционная принадлежность после расколов (известна не у всех, у некоторых только предположительная), а также прославлен ли данный епископ какой-либо православной Церковью. Зеленым цветом выделены епархиальные архиереи, голубым - викариальные и желтым - епископы на покое.
Из 179 архиереев 69 (38,6%) были епархиальные (или правящие), включая сюда 3 начальника духовных миссий в сане епископа, 89 (49,7%) - викариальные и 21 (11,7%) епископ находился на покое, в том числе 18 бывших епархиальных и 3 викариальных архиерея.
Титул митрополита имели 3 архиерея (все правящие), архиепископа - 35 архиереев (31 епархиальные и 4 на покое), остальные 141 человек были просто епископами (35 епархиальных, 17 на покое и все викариальные епископы).
Средний возраст епископата составлял 52,0 года. Для епархиальных же епископов он был 54,4 года, для викариальных - 47,5 лет и для находящихся на покое - 62,9 года. Самым старшим по возрасту на момент Февральской революции был митр. Макарий (Парвицкий-Невский) 1835 г. р., самым молодым - еп. Нестор (Анисимов) 1885 г. р.
На 1 марта 1917 года среднее время состояния в сане епископа составляло для всех 179 человек 9,9 лет. Однако, как и следовало ожидать, для епархиальных архиереев этот срок был выше среднего - 13,6 года, а для викариальных - значительно ниже - 4,8 года, находящиеся на покое епископы в среднем состояли в сане уже 19,2 лет. По давности хиротонии самым старшим был еп. Мисаил (Крылов) - с 1883 г., а самым младшим - еп. Феофан (Ильменский) - последний епископ, рукоположенный в Российской Империи, хиротония состоялась 26 февраля 1917 года. Интересно посмотреть на то, сколько епископов определенного года хиротонии было к 1917 году, что показывает следующий график.
Как видим хиротонии 1908-1917 гг., то есть менее с чем десятилетним стажем служения, составляют более половины (90) всех хиротоний. Подавляющие большинство из них - 79 - викариальные епископы, и лишь 11 - епархиальные. Самым младшим по хиротонии епархиальным епископом был еп. Феофан (Туляков), Калужский и Боровский (1915); также в 1916 году состоялась хиротония Пимена (Белоликова) во епископа Салмасского - начальника Урмийской миссии, которого тоже можно рассматривать как правящего. Более наглядно все это можно отразить в похожем графике, но с разбивкой на правящих, не правящих и епископов на покое.
Обращаясь к послереволюционной судьбе архиереев, следует заметить, что у двенадцати человек неизвестен точный год смерти, в основном это уклонившиеся в расколы. Но с большой долей вероятности можно предположить, что подавляющиее большинство из них умерло своей смертью в 1920-е - 1930-е годы. Беря за основу осташиеся 167 человек, точная дата смерти которых известна, можно построить следующий график.
Число остававшихся в живых архиереев указано на 1 января каждого года.
В эмиграции в итоге оказалось 26 человек, но двое из них после Великой Отечественной войны возвратились в СССР, это: митр. Нестор (Анисимов) в 1948 г. и митр. Серафим (Лукьянов) в 1954 г.
Первым из дореволюционных архиереев из жизни ушел еп. Владимир (Сеньковский) - 3 августа 1917 года, последним скончался патриарх Алексий (Симанcкий) - 17 апреля 1970 года. Старшими по хиротонии последовательно были: еп. Мисаил (Крылов) - в 1917-1919 гг., митр. Макарий (Парвицкий-Невский) - в 1919-1926 гг., архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) - в 1926-1931 гг., митр. Антоний (Храповицкий) - в 1931-1936 гг., патр. Сергий (Страгородский) - в 1936-1944 гг., митрополит Евлогий (Георгиевский) - в 1944-1946 гг., митр. Анастасий (Грибановский) - в 1946-1965 гг. и патр. Алексий (Симанский) - в 1965-1970 гг.
Можно проанализировать и насильственные смерти среди дореволюционного епископата. Здесь, как и следовало ожидать есть два больших всплеска - Гражданская война и репрессии 1937-1938 гг. Но если для Гражданской войны характерен большой процент бессудных расправ над духовенством (убит красноармейцами и т. п.), то следующий пик смертности - это продуманная государственная политика.
За период Гражданской войны 1918-1922 гг. погибло 22 дореволюционных епископа, включая сюда 2 уголовных убийства в Грузии. Грань между бессудной расправой и казнью здесь довольно условна, так как не всегда известны подробности убиения. Следующий пик смертности - 1933 год, когда было расстреляно 2 дореволюционных епископа.
Как видно из обоих графиков, репрессии 1937-1938 гг. привели к тому, что в СССР дореволюционного епископата стало меньше, чем в эмиграции. Было расстреляно за два года 27 человек. Но сюда следует добавить не только расстрелы, но смерти в лагерях и тюрьмах (но не в ссылках!) - всего 9 человек, причем больше всего умерло в 1938 и 1942 гг., по три человека. По принадлежности из 27 расстрелянных на сторонников митр. Сергия приходится 17 епископов, "непоминающих" (ИПЦ) - 7 архиереев, позиция двоих расстрелянных не известна, а также был еще расстрелян один обновленческий епископ.
Всего от рук коммунистической власти в России за 1918-1938 гг. погибло 49 дореволюционных епископов.
В 1945 году партизанами Тито был судим и казнен епископ Гермоген (Максимов), перешедший в Хорватскую православную церковь.
Касаемо расколов можно отметить, что в обновленческий раскол уклонялось 26 архиереев, затем 10 из них вернулись в лоно Церкви, 13 так и остались в обновленчестве, а 3 перешли из обновленцев в григорианцы. Сам григорианский раскол затронул 7 епископов, двое потом возвратились в Православную церковь. Один епископ перешел в католичество, еще один сложил с себя сан. В другие поместные и автономные Православные церкви ушло 12 человек, в том числе 6 человек в Грузинскую православную церковь.
Из тех русских дореволюционных епископов, для которых актуален был выбор между Синодом митр. Сергия (Московская Патриархия) и "непоминающими" (ИПЦ) (иногда альтернативой было перейти в РПЦЗ для эмигрантов), можно констатировать, что 56 епископов поддержали митр. Сергия, а 10 держались ИПЦ. Позиции 4 епископов мне неизвестны. Скончались, будучи в клире РПЦЗ 12 дореволюционных епископа. Для уяснения ситуации в границах СССР можно добавить, что среди 45 дореволюционных архиереев, оставшихся в нем к началу 1937 года Синоду митр. Сергия подчинялся 31 епископ, 9 были "непоминающими", 2 с неясной позицией и 3 в расколе (обновленческом или григорианском).
Канонизировались архиереи-новомученики и новоисповедники разными юрисдикциями православных Церквей. О чем наглядно говорит следующая таблица.
Из нее видно, что у РПЦЗ и РПЦ МП общими оказались прославлены 21 святой.
Следует отметить, что ни один дореволюционный епископ, который уклонялся в обновленческий или григорианский расколы, а впоследствии возвратился в Церковь, не был канонизирован.