Вы знаете что физиологические проявления у сильной радости и у сильного огорчения одинаковы. Это стресс. Это огненная энергия заставляет сердце биться быстрее, а мыщцы напрягаться. Стресс становится опасным, если человек спешит оценить событие, повесить ярлык. Поэтому чтобы избежать эффекта "сгорания" от стресса надо перестать вешать ярлык на ситуацию и событие. Иногда просто важно подождать несколько дней или много дней. Время показывает является ли это событие неудачей или удачей.
Дилтз пишет: "Однажды я интервьюировал изобретателя одного прибора, для окончательной доработки которого потребовались многоступенчатые испытания. Я спросил, как ему удалось остаться верным своей цели и выдержать все эти неудачи. Он ответил, что не считает эти испытания неудачами, а просто решением иных проблем, чем та, над которой он работал."
Итак, если тебе показалось вначале, что это неудача, посмотри побочные выгоды от неудачи. Сними ярлык "неудача" с от этого события. Чему учит тебя это событие? После этого ты можешь переназвать это событие.
В сущности, событие имеет много разных частей, сторон, атомов. Как молекула. Меняя расположение атомов "молекула неудачи" меняется на "молекулу удачи". Химия....Или психоалхимия. Или психотерапия
Краткий ход психотерапевтического сеанса. Цель: изменение восприятия неудачи.
1. Определите что вы думаете во время переживания неудачи. В чем вы убеждены?
2. Понаблюдайте за своей мимикой и физиологией во время этих дум...Понаблюдайте как вы воспринимаете событие. В красках, в звуках или движениях, запахах?
3. Представьте вашу желаемую цель. Свою цель можно узнать размышляя о том, что вы ценните.
Вы испытываете положительные чувства относительно желаемой цели? Посмотрите как под призмой цели воспоминаниями о неудаче и воспоминания о удаче смешиваются. Посмотрите, что отрицательные воспоминания дали энергию, которая вела вопреки неудачи к цели. Т.е. что-то хорошее в своей жизни вы сделали вопреки плохому. Значит это плохое все-таки вело к хорошему.
4. Взгляните на картины воспоминаний, ассоциируемых с убеждением, и постройте более реалистичную перспективу всей ситуации в целом, смешивая положительные воспоминания с проблемными так, чтобы они размещались на вашей линии времени в нужной временной последовательности.
а) Посмотрите, как ранее отрицательные воспоминания способны сейчас обеспечить положительную обратную связь, ведущую прямо к желаемой цели.
б) Возможно, вам потребуется что-либо изменить или добавить к желаемой цели, в зависимости от того, что вы узнали из этих воспоминаний.
в) Убедитесь, что видите шаги, способные связать воспоминания с положительной целью.
5. Выявите положительный, ресурсосодержащий эталонный опыт; например что-нибудь, что непременно будет осуществлено вами в будущем.
а) Запомните данный опыт.
Дилтз пишет: "Быть может, вам стоит обратиться на время к своему жизненному опыту, когда подвергнуться испытанию пришлось вам, вашим убеждениям, быть может, вашей личности, вашей жизнеспособности, и когда вы, заглянув вглубь себя и нашли то самое убеждение, которое приказало: “Дерзай!” И как сказал Иисус: “Имеющий веру в малое, имеет веру и в большое”...вы можете ухватиться за что-либо, едва промелькнувшее в вашей жизни, и сделать из него нечто значительное. Вы можете усилить этот опыт, заякорить его или даже распознать стоящие за ним стратегии и начать использовать и эти ресурсы, и эти убеждения, и эту силу, и эту идентичность и распространить все это на другие области своей жизни, где вам это более всего необходимо.
Продолжайте возвращаться к своей собственной биографии, к своему жизненному опыту. Быть может, вы отыщете и другие ресурсы. Может быть, какую-то особенную дружбу с человеком, на которого вы менее всего рассчитывали и от которого получили поддержку в то время, когда более всего в ней нуждались. Попытайтесь обнаружить что-нибудь приятное в своем детстве, что послужит для вас ресурсом. Может быть, велосипед, на котором вы научились сохранять равновесие.
Вернитесь еще дальше в прошлое, быть может, в то время, когда только научились отличать прописные буквы от строчных, а потом - составлять из букв слова, а вместе с этим осознавать, что значение слов определяют не сами буквы, а их порядок в слове. Из слов вы научились составлять предложения, а из предложений - абзацы. Точно так же вы научились разбираться в своих чувствах. Вначале вы могли и не знать, что означает то или иное чувство, но постепенно их значение стало понятно. И все вместе эти чувства слагались в предложения и параграфы, из которых составлялась ваша биография.
Отыщите в своей жизни те особые чувства, которые стали вашими проводниками, указали дорогу к вашей собственной правде, к себе самим. Храните и оберегайте эти чувства. Неважно, приятны они или нет, они вели вас. "