Оригинал взят у
ruszemstvo в
Проект планировки "Лосиного острова" предрекает Москве экологическую катастрофу. Проекты планировки наших московских особо охраняемых природных территорий вполне заслуживают характеристики «одиозные». Ну а что ещё может быть в том случае, если ежа (коррупционные интересы личного обогащения, помноженные на непрофессионализм) пытаются скрестить с ужом (внешне благостные, но абсолютно циничные и лицемерные намерения чиновников сделать что-то «хорошее» для народа и природы)? Получается абсурд.
Как следует из ст.41 Градостроительного кодекса РФ, понятие «планировка территории» связана исключительно с планами эту территорию застроить (в той или иной степени). В данном случае природоохранные зоны являются некими планировочными элементами, отражаемыми в проектах планировки, но лишь как элементы, ограничивающие те или иные градостроительные решения. Тем не менее, Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы выделил прядка 1 млрд. рублей на разработку проектов планировки именно природных территорий. Денежки уже с успехом освоены. А вот об успехе самих проектов говорить не приходится.
Проекты планировки ООПТ уже вызвали бурное недовольство граждан, предпочитающих естественную гармонию природы «благоустроенным» на предмет досуга и развлечений городским паркам с «деревьями на газоне» и массой объектов для «спорта и отдыха».
http://mn.ru/moscow/20120813/325049246.html Запланированный в проектах прессинг на городскую природу (а местами уже реализуемый при строительстве спорткомплексов на луговых ландшафтах) связан с массовым размещением в границах природных парков спортивных и развлекательных комплексов, кафе, ресторанов, строительством влодорожек и роллерных трасс. В случае реализации этих планов (а часть из них уже реализуется начиная с 2011 года), такое обустройство ООПТ неизбежно приведёт к увеличению нагрузки на биоценозы во много раз. Кроме того, вместо природных экосистем в городе, являющимися его экологическим каркасом, мы получим «благоустроенные» искусственные экосистемы, которые будут гораздо менее устойчивыми к внешнему антропогенному и техногенному воздействию, чем естественные, и повлекут значительно большие бюджетные затраты на своё содержание. Однако главное, что грозит нашей московской природе - это утрата природными территориями важных природоохранных и здоровьесберегающих функций, для выполнения которых эти территории как особо охраняемые природные, собственно, и создавались и сохранялись в городе. При этом управлять природным комплексом столицы и планировать его «развитие» собираются не профессионалы природоохранного дела, а градостроители и прочие специалисты по застройке, «природообустройству», организации досуга и развлечений.
Недавно в одной муниципальной газете «обнаружился» главный архитектор проекта планировки Национального парка «Лосиный остров». Это некто Аркадий Бурдюк. Видимо, работает Бурдюк в компании, выполняющей разработку проекта планировки национального парка - ЗАО «Институт градостроительства». Насколько «сведущ» главный архитектор проекта планировки «Лосиного острова» в вопросах экологии свидетельствует цитата из районной газеты «Ростокинская панорама» ( №7 (133), июль 2012) в статье «За платформой Яуза будут играть в пейнтбол и жарить шашлыки. Ростокинцы обсудят проект планировки Лосиного Острова на публичных слушаниях»:
«… Краснокнижные зоны, а также места массового обитания животных - лосей, оленей, кабанов - планируется оградить, а полоса шириной в 500 метров по периметру будет разделена на рекреационные группы …»
Похоже, градостроители - разработчики проекта планировки нацпарка - не понимают характера основных взаимосвязей в экосистеме. Во-первых, экосистема (биоценозы широколиственных и смешанных хвойно-широколиственных лесов Лосиного острова) является целостным природным образованием. Искусственная изоляция её частей друг от друга уже привела к тому, что в московской городской части «тотемные» для национального парка лоси перенаселили данную территорию (16 особей на 3000 га всей городской части нацпарка, даже без огораживания отдельный частей, - это превышение природной нормы примерно в 3 - 4 раза). Лосям в «Лосином острове» катастрофически не хватает кормовой базы, из-за чего эти копытные подъедают практически весь лесной подрост и сами оказываются на грани выживания, и обрекают на деградацию ценные лесные биоценозы. За МКАД, в областную часть Лосиного острова лоси, увы, перейти не могут вот уже почти двадцать лет - такова интенсивность движения автотранспорта по этой магистрали.
Если ужать жизненное пространство этих животных ещё в несколько раз (до 500 га), да ещё вынудить их делить «жилплощадь» с кабанами и оленями, то Лосиный остров, всю его фауну и флору, ожидает настоящая экологическая катастрофа. А вместе с тем - экологическая катастрофа для всей Москвы. Ведь Лосиный остров, сохранявшийся как практически нетронутый лесной массив веками - наибольший по площади массив природного леса в черте нашего мегаполиса.
Да, и вот ещё вопрос: насколько допустимо с нравственной точки зрения делать из особо охраняемой природной территории федерального значения объект досуга и развлечений? Ведь основные функции национального парка - природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские, что определено законом. Употребление шашлыков (хорошо, что не из обитателей Лосиного острова), игра в пейнтбол и тому подобные развлечения как-то далеки от охраны природы и экологической культуры. Множество же объектов досуга и отдыха, которыми в проекте планировки национального парка проектировщики предлагают буквально перенасытить его территорию, только увеличат нагрузку на лесные экосистемы. В итоге, средообразующая и здоровье сберегающая функции природной территории в городе рискуют быть утраченными.
Размещение в природной зоне Лосиного острова «непрофильных» для этой территории объектов досуга и развлечений повлечёт «необходимость» развития инфраструктуры доступа к этим объектам, интенсивного занесения внутрь естественной экосистемы сорных видов растений, снижения иммунитета деревьев к внешним воздействиям даже чисто природного характера. В итоге процесс деградации может пойти с катастрофическим нарастанием после серии ветровалов, или при неблагоприятном сочетании погодных, климатических условий, «благоприятных» для размножения паразитных для леса насекомых (пример - массовой поражение короедом подмосковных лесов после засушливого лета 2010 года). О большей вероятности возникновения пожаров в лесу и говорить не приходится. Ведь лесной пожар «не знает», где граница между рекреационной и особо охраняемой функциональной зоной национального парка.
Площадь всех особо охраняемых природных территорий в границах «старой» Москвы около 17 тыс. га. Площадь городской части Лосиного острова - около 3 тыс. га, т.е. более 15% общей площади природных зон в «традиционной» черте города. Причём Лосиный остров - наиболее крупный лесной массив как единое целое. Деградация его биоценозов в следствие тотального «благоустройства» с уничтожением подлеска, строительством на луговых ландшафтах спортивных и развлекательных комплексов, «вытаптывание» и «выедание» лесной растительности голодными лосями - факторы, которые достаточно быстро (в течение 10 - 15 лет) могут привести к существенным, практически необратимым изменениям, связанным со снижением устойчивости лесной экосистемы и с утратой ею способности к самовосстановлению, которая пока что у неё ещё есть.
Лосиный остров - наше национальное достояние, кладезь здоровья и потенциал для развития экологической культуры. И невежеству в разработке решений по организации его территории места нет. Это вопрос сохранения здоровья москвичей и судьбы всего природоохранного дела России.