Apr 15, 2020 02:40
В "Акаллабэт" Толкин интересно обходится с исходником - историей о грехопадении Адама и Евы. До меня только сегодня дошло, что рассказ Книги Бытия (гл. 3) о поедании запретного плода является не только источником идеи "Акаллабэт" в целом - как истории второго падения людей, но и исходником конкретного эпизода - похищения Исильдуром плода Белого древа. Только этот запрет установлен змием (Сауроном), и нарушение его оказывается правильным поступком, как и изъятие Сильмариля у Моргота. Запрет Валар - плавать на запад от Нумэнора - является если не благим, то установленным законной властью. Однако первым этот запрет нарушает не мятежный король, а... Амандиль.
Интересно также, что из всех мифологических деревьев - древа жизни, древа познания добра и зла, мирового древа - Белое древо является скорее мировым древом (как таковое выполняя функцию "мандата неба", т.е. санкции высших сил на королевскую власть, вроде китайской нефритовой печати). Но безо всякой конкретики (германской, например, если не считать того, что древо является королевским атрибутом, а Иггдрасиль - "конь Игга", т.е. Одина). Образ мифологической оси мира в нумэнорской части Толкин дает в разных вариантах: основной центр мира - гора (которая является местом ритуала и находится в центре острова), древо - дополнительный, а еще есть храм Моргота с алтарем (логично: нужно заменить старую середину мира на новую).
Это все дает почти полный набор того, что находится в Лукоморье, на острове Буяне: "В [русских] заговорах мировое дерево помещается в центре мира, на острове посреди океана («пуповине морской»), где на камне Алатыре стоит «булатный дуб» или священное древо кипарис, берёза (в частности, перевернутая вверх корнями), яблоня, явор и т. п.". Хотя, конечно, Толкин шел от античных "островов блаженных", гомеровского Элизия и острова феаков (а не только мифа об Атлантиде). Вот это еще порадовало: "В древне-русских апокрифах о Соломоне в виде дерева с золотыми ветвями, месяцем у вершины, нивой у корней изображается идеальное государство, где месяц - царь, нива - православное крестьянство" (вики). С учетом значения имени Исильдура...
Похищение плода Нимлот имеет место в конце осени, что может трактоваться как привязка к календарному циклу - реальному: ритуальный годовой праздник, воспроизводящий кризисную ситуацию, в результате которой из хаоса возникает космос. По сравнению с аутентичными мифологиями видно, как Толкин повыкидывал всю архаику, все что можно вынеся в сюжет (обновление мира не в ходе ритуала, а в результате определенных событий).
...В интересный момент я думаю о запретах...
нумэнорское,
толкинистика