Про некоторые книги жалеешь, что прочел их с опозданием. Если в случае с "Властелином Колец" есть кого в этом винить (опять Жругра с его железным занавесом), то в случае с детской книгой "Детская книга" винить до обидного некого.
В детстве я обожала (да и сейчас очень люблю) книги про путешествия во времени, от "Машины времени" до "Сто лет тому вперед" (а еще была такая книга, название у которой было лучше текста: "В Институте времени идет расследование"). Сказки тоже любила, в том числе про попаданцев (был такой советский фильм про мальчика Рому, попавшего в сказку, откуда сохранилась фраза "Миллионный, ко мне!"). И вот акунинская книга удовлетворяет и любовь к путешествиями во времени, и к научной фантастике, и к сказкам: есть классический волшебный предмет - цель квэста, есть научные волшебные предметы - суперкомпьютер и хронодыры (наличие которых объясняет в том числе, откуда в чистой квартире вдруг берутся тараканы и какие соседи ругаются за стенкой в пустой квартире), герой два раза отправляется в прошлое, а потом - в некое странное будущее.
В общем, прочти я это ребенком, я была бы в телячьем восторге от одного этого: наверное, ребенком я как рах хотела увидеть прошлое как реальность, как настоящее. Такое у меня бывало даже в детстве от хороших исторических романов: помню, дитем лет как бы не 9 я села в гостях читать "Железного короля" Дрюона (отличное чтение для предпубертата) - и "темное Средневековье" вдруг стало живым и наполнилось светом, движением и живыми людьми, которые были в тот момент реальнее окружавших меня книжных шкафов. И на Дрюона у меня случился импринтинг.
А у Акунина прошлое подано "под ребенка": например, обращается внимание на то, как прошлое отличалось от настоящего по части манер и обращений. Так историческое прошлое оживает мелкими деталями.
Еще Акунин назидателен и учителен в хорошем смысле слова: например, по прочтении этой книги любой ребенок, который еще этого не умеет, научится работать с поисковиками и он-лайновыми словарями и справочниками. И поймет, насколько важно уметь работать с информацией: маленький герой книги получает возможность приключаться (анализировать ситуацию и принимать решения) благодаря информации своего суперкомьютера.
Ненавязчиво вводятся и важные для сюжета довольно замысловатые исторические данные: например, что до Петра летоисчисление на Руси велось от сотворения мира. И это мило обыграно: когда герой попадает в прошлое, суперкомьютер высвечивает ему дату "семь тысяч что-то там" - и он думает, что попал в далекое будущее.
Мне очень понравилось, как автор подает разницу между современным русским и русским Смутного времени. Я не специалист и не могу быть уверена, что тут комар носа не подточит, но вообще очень мило ("направо - это куда? А, одесную!"). Сразу видно, филолог писал, не хрен моржовый.
Автор не боится встречать своего героя с историческими персонажами: первым большим сюрпризом был Борис Годунов (в этом месте я подумала: "Ух ты, а я бы не посмела"), а Гришка Отрепьев - вообще замечательный (просто собрат по духу Руматы Эсторского, of all people). В общем, когда дошло до аллюзий на "Трудно быть богом", я смеялась. Философия русской истории незамысловата, но поучительна, как раз для ребенка.
В общем, я не ожидала, что мне понравится до такой степени, что я напишу рецензию :).
зы. Почитала рецензии - все, какие попались, довольно глупы. Один рецензент, сравнивая книгу Акунина с "Гарри Поттером", роняет фразу о навязчивости, нелепости и повторяемости в ГП, что исчерпывающе характеризует интеллектуальный уровень рецензента. Похоже, рецензенты не могут простить Акунину неукротимого воображения и смелости писать то, что хочется.