Переделала за выходные кучу домашней работы, а не кисла, как обычно, за компьютером, и почему? Потому что слушала "Шторм приближается", а когда слушаешь аудиокнигу, то гладишь, стираешь, готовишь, убираешься, ходишь по магазинам, клеишь объявления "требуются ученики"... Вот так книги мне строить и жить помогают. Хочу на День Р. гарнитуру с бдютуфом, чтобы болтающийся на шее телефон не мешал мыть пол - это и вправду неудобно.
Потрясающий кусок начиная с прихода Верин к Эгвейн и до похищения Эгвейн из Башни. Оторваться невозможно.
Хотя, кажется, Эгвейн надо было свистнуть сидевших снаружи Красных сестер, чтобы они исцелили Верин - правда, тогда бы она, наверное, все равно померла из-за нарушенной клятвы, раз клятвенного жезла рядом не оказалось. Ну, еще кое-где я не согласна с тактико-стратегическими решениями героев Джордана (не теолого-сверхестественными, а боевыми и житейскими: например, во время налета на Тар Валон лагерь осажденных должен был присоединиться к боевке, чтобы вломить шончан, а заодно взять под контроль Белую башню, хотя это тоже могло кончиться по-всякому; да информацию про шончан Эгвейн надо было впихивать во всех окружающих, хотя бы принятых и послушниц, принудительно), но не суть важно.
Как-то там много всего ценного. Например, то, что Верин говорит про Отрекшихся: что они просто эгоистичные дети, сражающиеся за папочкино внимание (=ресурс). Одно к одному Пожиратели Смерти - разве что те более невротичны, чем эгоистичны (по крайней мере, те, кто выделяется из общей массы; да и Волдеморт все-таки в достаточной мере человек, чтобы вызывать в том числе и человеческое отношение). На самом деле, это уже было видно и не раз, просто мысль о том, что Друзья Темного все время проигрывают из-за своего эгоизма казалась мне плоской и банальной. Потому объяснение Верин мне понравилось: эгоисты предсказуемы и потому управляемы, даже в отрицательном смысле - ты знаешь, когда и почему они сломаются. А те, кто движим иными мотивами, предсказуемы гораздо меньше, как та же Верин или шайнарец Ингтар. Это просто с назидательной ясностью продемонстрировано тремя попытками сломать - Галину, Эгвейн и Семираг. Галина и Семираг ломаются, потому что ничего дороже их самих у них нету, и когда опасность грозит этому маленькому пятачку внутри них (у Семираг это высокое мнение о себе), они не могут опереться больше ни на что. А Эгвейн может, потому что ее душевные сокровища складированы не внутри ее особы, так сказать.
Очень интересно, что на этой стадии развития сюжета все главные герои возвращаются в некотором смысле к своему прошлому: Перрин разбирается со своим первым столкновением с Белоплащниками, Мэт возвращается к эльфин и ильфин и мирится с Морейн (да, женатый Мэт - это просто какой-то сахар в меду :))), Эгвейн разбирается с шончан и ошейником.
Вообще, цикл получается в некотором роде о природе лидерства - что для этого потребно и откуда это берется. Мне кажется, что это ярче всего видно в истории Эгвейн: в отличие от трех таверенов, она не сопротивляется и не брыкается, а как-то очень спокойно и естественно идет по этой тропе. Чрезвычайно любопытное и поучительное зрелище. Жалко, я не умею рисовать, некоторые эпизоды пленения Эгвейн в Белой башне мне очень четко представляются в виде картинок (Эгвейн представляется похожей на Айвори).
Можно было бы подумать, что Эгвейн все приносят на блюдечке с голубой каемочкой, но это просто образ идеального лидера - который способен каждое поражение превратить в победу, каждую неудачу использовать как трамплин для следующего действия. В жизни так, наверное, не бывает, но такой подход - штука полезная и в обыденной жизни.
Чисто по-женски меня радует, какие правильные в цикле женщины: влюбленные, они не бегают за своими мужиками, а занимаются своими делами. Притом нельзя сказать, что они забивают на свою сердечную жизнь - это одна из главных вещей в их жизни, но не единственная главная.
Очень потому понравилось объяснение Эгвейн с Гавином: про то, что жертва, которую она хочет от него, - способность выносить беспокойство и страх за нее. То, чего не хватает Ранду, прямо скажем, - но очень уж тяжелое у него было предыдущее воплощение :). Собственно, отсутствие этой способности - и есть последний оплот патриархальных пережитков в мужчине: когда уже в принципе приличный мужчина говорит, к примеру, что не может вынести, что женщина подвергается опасности (потому что работа у нее такая, скажем). А вот изволь выносить, принеси эту жертву, прими в своей женщине не только любимое существо, но и ее дело - ее личность.
Про Верин ужасно трогательно - экий Снейп в юбке :). Только движимый не личными мотивами, а стремлением к некому благу, выходящему за пределы отдельной личности. Подумалось мне (от таких мыслей мурашки бегают), что это внутренний образ автора - человека, который предпринял огромный труд, настолько огромный, что даже не успел его закончить и должен был передать свой труд другим людям, чтобы они завершили его...