Jun 23, 2015 10:28
Когда Летов поёт "убей в себе государство", он, безусловно, требует уничтожения психологической зависимости индивида от государства как машины угнетения и принуждения. Уничтожить эту зависимость можно только одним способом: создать государство в себе. Вот такая вот диалектика.
Смысл не только в том, чтобы каждый осознал себя частью единого государственного организма (надеюсь, вы знакомы с теорией органичного государства), но и воспринял государство как неотъемлемую часть себя (которая при том не умирает вместе с тобой). Речь не о просто-свЯтой вере в лозунги типа "Россия всё, остальное ничто!" и не о банальном патриотизме, доведенном до фанатизма искусственными методами машины пропаганды и агитации. Речь скорее о том, чтобы вернуть, а лучше вдохнуть новую жизнь, в понятие гражданства.
Не фанатизм (религиозный, патриотический, национальный или расовый, но одинаково берущий свои истоки в иудеохристианской одержимости идеей собственной исключительности), но стоицизм, дух которого прекрасно передан Эрнстом Юнгером в замечательном эссе “Покинутый пост”.
Этот высокий идеал был задан греческими городами-государствами и Римской республикой. Res publica - общее дело - то, что касается каждого. Быть гражданином - это честь и долг, понятия куда более возвышенные и глубокие, чем привычные нам “права и обязанности”.
Сегодня гражданство низведено до обладания паспортом и возможности ходить на выборы раз в год. Отношения человека и государства носят односторонний и принудительный характер. Государство является главным организатором угнетения и принуждения, причиной экзистенциального отчуждения человека. Разумеется, любой здоровый рассудок будет стремиться к уничтожению такого государства (поэтому современному государству необходимо калечить и контролировать сознание подданных таким образом, чтобы те не смели выступать против).
Задача не в анархическом разрушении внешних форм (в конце концов, государство - всего лишь одна из немногих форм организации человеческого общества) - это ничего не даст, кроме временной эйфории. Задача в том, чтобы государство перестало быть машиной по организации эксплуатации и отчуждения (в этом смысле его действительно по-ленински нужно «сломать»), но превратилось - в живой и созидательный организм, в сверх-государство и таким образом - в сверх-человека - в то, что выражает устремления всех и определяет смысл бытия и предназначение каждого.
государство,
диалектика,
анархизм