Трон Ивана Грозного из слоновой кости (экспонат является точной копией), находится в Александровской слободе в Покровской церкви (XVI-XVII веков), которая являлась Государевым Двором. Здесь, восседая на троне, царь принимал зарубежных послов, бояр, дворян, высшее духовенство и др.
Царский трон удивил меня не уникальной резьбой и отделкой, а скромными размерами. Современный мужчина, средней комплекции, чувствовал бы себя на этом троне, мягко говоря, дискомфортно, как в кресле советского самолета Ту-134. Получается, Иоанн Васильевич был физически мелким человеком, ниже среднего роста - 1,5 метра. Он восседал на своём маленьком троне в пышном царском облачении, оно значительно увеличивало его комплекцию. Однако и в этом облачении он умудрялся помещаться на царском престоле, который в наше время пришелся бы впору школьнику среднего класса.
В Александровской слободе Иван Грозный устраивал пышные приёмы для иностранных посольств. Дипломаты и путешественники с удивлением отмечали, что присутствовавшие на аудиенции бояре, дворяне и высшее духовенство были облачены в невероятно дорогие одежды. Древние документы часто называют их "золотым" платьем.
Благодаря широким торговым, дипломатическим и культурным связям Древней Руси в Москву поступали уникальные драгоценные ткани из Ирана, Турции, Италии, Франции и других стран: золотые бархаты, гладкие и с ворсовым узором атласы, тафты, аксамиты и алтабасы. Ценились ткани очень высоко и часто служили наградой. Не случайно платье, жалованное с царского плеча, считалось в XVI-XVII вв. дорогим подарком.
Царский наряд состоял из нескольких предметов, надеваемых один на другой, но при этом составляющих единое целое. "Носить одно платье почиталось за великое бесстыдство и причиталось за великое бесчестье!", - отмечали иностранцы.
К числу наиболее чтимых парадных платьев относились опашни (верхняя распашная одежда с длинными зауженными к запястью рукавами). Начиная со времён Ивана IV Грозного опашень - любимая царская одежда. Его шили из редких сортов шёлка (зуфь, объярь, бархат, камка золотная) и носили без пояса, накидывая иногда на плечи поверх кафтана. Важной чертой этого платья был своеобразный воротник - "ожерелье".
Облачение царя также включало регалии, которые использовались в торжественных случаях. В их числе: золотой крест с цепью, бармы, шапка-венец, скипетр, держава, посох, жезл, складень, платно, становой кафтан. Одевание государя сопровождалось сложным, тщательно продуманным ритуалом.