Введение в аналитическую работу с детской травмой у взрослых и детей (с 29 апреля)

Apr 10, 2011 20:41

Вниманию психологов!
Учебно-практическая программа "Введение в аналитическую работу с детской травмой у взрослых и детей" (6 семинаров по пятницам, начиная с 29 апреля 2011).


Учебно-практическая программа
Введение в аналитическую работу с детской травмой у взрослых и детей



* Программа обучает терапевтической работе с травмой, дает представление о психоаналитических и юнгианских теориях травмы. На материале клинических случаев она поможет вам лучше представить специфическую феноменологию травматических расстройств: смешение реальности и фантазии, неспособность к установлению адекватного внутреннего контроля, проявление примитивных защит, садомазохистические тенденции, недостаток символизации и др.

* Семинар позволяет участникам разобраться с особенностями отношений при травме, помогает проанализировать особенности семейных сценариев, проследить динамику изменения и развития объектных отношений у клиентов разного возраста.

* Участники научатся отличать архетипические образы от личных переживаний и создавать индивидуальное внутреннее пространство совместно с пациентом в терапии. В интерактивном взаимодействии участники освоят способы формирования доверия и контакта в терапии, техники контейнирования и способы символизации травматического опыта.

Преподаватель:
Прилуцкая Мария Игоревна - детский психотерапевт, аналитический психолог, клинический психолог (МГУ им. М.В. Ломоносова); преподаватель МААП, ведущая обучающих программ по психотерапии детей и подростков (г. Москва).

"Аналитическая работа с психической травмой" - небольшая статья М.Прилуцкой по этой теме.

*******

Программа курса по юнгианскому подходу к работе с психической травмой у детей и взрослых рассчитана на 22 часа:

1. Феноменология психической травмы. Последствия травматизации.
* Понятие психической травмы (Фрейд З., Юнг К.Г., Ференци Ш., Калшед Д.) Психоаналитические и юнгианские теории травмы. Феноменология последствий детской травмы. Пограничные личностные расстройства.
* Симптомы повторения и блокирования травматического опыта. ПТСР, абъюз, насилие и депривация. Обнаружение травмы и аналитическая диагностика. Индикаторы насилия над детьми.

2. Объектные отношения и образ Другого у взрослых и детей, переживших детскую травму.
* Объектные отношения пациентов, переживших детскую травму. Травматический треугольник: жертва-насильник-спаситель. Образ отца. Образ матери. Архаическое супер-Эго и особенности внутренних объектов (Розенфельд Г., Д. С. Гротштейн, Нокс Д.) в образах «Страшной мести» Н.В. Гоголя. Проблема зависимости.
* Я-Образ и самоидентичность у пациента с тяжелым личностным расстройством. Образы мертвой детской части. Анализ историй про вампиров и мертвецов и сказки с сюжетом убийства ребенка как иллюстрация девиации образа Я. Тело как мертвое. ( МакДугалл Дж., Пайнз Д.).Образ «говорящих костей» сказка Златовласка. Виктимное поведение.

3. Психотерапевтическая работа с разными видами травм.
* Травма на разных стадиях психического развития ребенка. Младенческие травмы. Травма и подростковый кризис. Травматический развод и реакции на потери объекта. Материнские травмы. Роль травмы родителей в эмоциональном развитии детей. Различные травматические сценарии в зависимости от опыта травматизации.
* Мифологические и сказочные сюжеты про продажу души дьяволу и борьбы со злом (Фон Франц М.-Л.). «Очарованный странник» (Лесков Н.С.) как пример травматического сценария.

4. Развитие способности к символизации в терапии: сновидения, фантазии и воспоминания.
* Нарушение символической реальности и блокировка трансцендентной функции. Разрушение области «как будто» в терапии и жизни, смешение прошлого и настоящего.
* Расщепление между Эго и Самостью. Расщепленный образ Бога. ( Калшед Д., Стайн Л., Юнг К.Г., Шварц-Салант Н.) Метафоры нарциссического состояния души на материале повести Э.М. Ремарка «Жизнь взаймы». Жизнь и безжизненность. Особенности переживания времени у пациентов с травматическим опытом. Метафора поиска утраченного времени как метафора проработки травмы. Демон, смещающий время, как фигура внутреннего мира. Образы сновидений и разворачивание травматической истории. Фантазии и пассивное фантазирования - замещение внутренней жизни (Кристал Г., Винникот Д., Юнг К.Г.)

5. Динамика переживания травмы.
* Феномен ретравматизации в жизненной истории. Разыгрывание(enactment) травмы (с партнером, в новых ситуациях, в динамике отношений) и отыгрывание(acting out) травмы (как патологический сценарий). Ненависть и зависть (Шмидт М., Шварц-Салант Н., Кейсмент П., Винникот Д). Обнаружение и описание травматического сценария. Регресс и захваченность архетипами.
* Проблема сопротивления осознанию и трансформации. Диссоциация как защита. Магические убеждения пациентов. Слияние либидо и агрессии в переживание отношений. Садомазохизм.
Типы тревоги: страх контакта, ужас разоблачения, страх наказания. Вина и стыд.

6. Терапия травматического пациента.
* Воспроизведение травмы в терапии и работа с воспоминаниями. Динамика обесценивания, идеализации и расщепления. Особенности отношений переноса и контрпереноса в работе с пациентами. Сюжет Гоголевского «Вия» как символический образ отношений терапевта и клиента. Динамика переноса. Конкордантный и комплиментарный контрперенос (Г. Ракер, Седжвик Д, Х. Сигал).
* Работа с родителями детей, подвергшихся насилию. Техника сейфа. Техника картографии места травмы. Детская терапия травмы. Техники игровой и песочной терапии в исцелении травмы.
* Воссоздание личного мифа, персонального пространства, личной истории и поиски смысл травмы. (Эстес К.П., Юнг К.Г.)Этапы терапии. Художественные образы в повестях Гоголя Н.В.(«Майская ночь или утопленница», «Ночь перед рождеством») как образы, описывающие исцеление души. Обретение и восстановление видения и осознания. Греческий миф о Персее и медузе Горгоне.

*******

На занятиях участники:
- освоят приемы работы с переносом и контрпереносом у данной группы клиентов,
- получат представления о наиболее эффективных стратегиях терапии,
- научатся техникам работы с травматическими воспоминаниями.

Особое внимание посвящено личному опыту участников как важному фактору работы с травмой:
- Участникам будут предложены специальные упражнения исследования личного опыта, который может мешать профессиональной работе с травматическими пациентами.
- Тренинг формирует навыки распознавания сложных ситуаций в терапии, ведущих к выгоранию психолога и навыки преодоления такого выгорания.
- Работа с представленными на семинаре кейсами реальной работы даст возможность участникам выработать необходимые терапевтические навыки для работы с травмой.

Спецкурс является тренинговым. Приоритетное место отводится:
1) юнгианским методам анализа символического материала (с привлечением категорий коллективного бессознательного и архетипов)
2) юнгианским техникам психотерапии - активному воображению, анализу образов сновидений, а также образов русской литературной и мифопоэтической традиции.

У участников программы будет возможность познакомиться с реальной практикой работы с помощью изучения протоколов сессий и через анализ образно-фантазийного клиентского материала (сны, рисунки, сэндплей, активное воображение).

Курс сертифицирован.
Программа курса предполагает 6 еженедельных семинаров по пятницам с 18.00 до 21.30 (ст.м. "Китай-город")
Первый семинар - 29 апреля.

Запись по телефону 8(963)711-25-31 или по почте lmacha@mail.ru

травма, обучение, дети, Мария Прилуцкая

Previous post Next post
Up