Из чего состоит умение учиться

Dec 18, 2017 10:34

Чтобы ученик учился, необходимо, чтобы он хотел учиться и мог это делать.

Мотивационную часть этого утверждения сейчас рассматривать не буду, а очень кратко остановлюсь на том, как педагогическая психология понимает высказывание «ученик может/не может учиться».

Умение учиться включает в себя:

1. Общие умения - используются в разных областях, т.е. важны для усвоения любых знаний. Примеры:
  • умение планировать свою деятельность и контролировать ее выполнение,
  • приемы логического мышления (сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др.),
  • психологические (умение запоминать, умение быть внимательными, умение наблюдать и др.).
2. Специфические умения - отражают особенности изучаемого предмета, т.е. нужны для усвоения знаний из определенной предметной области. Примерами могут послужить умения проводить:
  • звуковой анализ,
  • сложение и др.
Но не сразу. Все перечисленное вначале является предметом усвоения, а потом уже может использоваться как средство усвоения новых знаний и действий, т.е. входит в состав умения учиться.

Говоря проще, сначала нужно научиться планировать, контролировать, мыслить логически и пр., чтобы «научиться учиться». В дальнейшем те же логические приемы мышления выступают как инструмент, необходимый для успешного усвоения любых учебных предметов, любых других умений.

Чуть подробнее остановлюсь на специфических умениях, которые состоят из специфических приемов, характерных для той или иной области знаний.

Важно - их формирование возможно только на определенном предметном материале. Так, нельзя, например, сформировать приемы математического мышления, минуя математические знания; нельзя сформировать лингвистическое мышление без работы над языковым материалом.

Специфические приемы отражают особенности научной области, они менее универсальны, не могут быть перенесены на любой другой предмет. Так, например, человек, великолепно владеющий специфическими приемами мышления в области математики, может не справиться с историческими задачами, и наоборот. Когда говорят про человека, что у него технический склад ума, это и означает, что он овладел основной системой специфических приемов мышления в данной области.

Специфические и общие умения тесно связаны между собой. Так, многие приемы логического мышления направлены на выявление необходимых и достаточных свойств в предметах и явлениях. Однако обнаружение этих свойств в разных предметных областях требует использования разных приемов, разных методов, т.е. требует применения уже специфических приемов работы: в математике они одни, в языке - другие и т.д.

Вывод: если умение учиться недостаточно развито, т.е. «хромает» одно или несколько из общих или специфических умений, то процесс усвоения новых знаний не будет протекать успешно, как бы учителя не старались его организовать и как бы сам человек не стремился.

По материалам:
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Научные зарисовки

Previous post Next post
Up