НЕХРЕСТОМАТИЙНЫЙ БАСНОПИСЕЦ

Sep 06, 2016 16:45


Оригинал: Нехрестоматийный баснописец: как Иван Крылов в Рижском замке голым сидел

Гениев изображают хрестоматийно. Так, великий баснописец Иван Крылов предстает на картинах пожилым, степенным, солидным. И не скажешь, что однажды генерал-губернатор С. Ф. Голицын застал его в Рижском замке средь бела дня полностью обнаженным. Ох, не похож был рижанин Иван Андреевич Крылов на человека, изображаемого в учебниках по литературе!
Как же получилось, что рижский генерал-губернатор однажды застал главу своей канцелярии (между прочим, влиятельного чиновника) на рабочем месте неодетым? Чтобы понять, как такое могло случиться, надо учесть - в 1801 году, когда И. А. Крылова назначили губернским секретарем, он слыл не великим баснописцем, а «крутым» молодым человеком.

В самом деле: в 13 лет после смерти отца Иван Андреевич начал работать, подростком участвовал в кулачных боях, порой побеждая взрослых, а став взрослым, оказался азартным и удачливым картежником. (За то, что лихо обчищал за карточным столом карманы других, одно время даже был лишен права жить в столице Российской империи). Добавим, что был Крылов отменным пловцом и большим любителем попировать: на званом обеде мог один съесть несколько тарелок ухи, пяток отбивных, целую жареную индейку и ряд других блюд.

Что с того, что молодой человек в 16 лет сумел продать свою первую оперу, в юности издавал журнал, играл на скрипке, в совершенстве знал несколько иностранных языков?! Это отнюдь не так бросалось в глаза, как его сила и лихость, азарт и стремление к удовольствиям.

Итак, чем же занимался в Риге Крылов? Умея работать быстро и толково, шеф канцелярии генерал-губернатора справлялся с делами за несколько часов. После чего шел в свой кабинет, как он говорил окружающим, еще поработать. А там раздевался и спокойно ложился спать. Необходимо было выспаться, ведь в 7-8 вечера (по тем временам почти ночь) Ивана Андреевича Крылова ждала бурная жизнь: рестораны, устроенные в Риге на западный манер, концерты, спектакли и карточный стол в Обществе праздного времени (первый рижский клуб, его здание сохранилось и поныне. Находится в старой Риге на улице Вагнера - прим. автора). До сна ли тут!

И вот Иван Андреевич после бурной ночи старательно отсыпался днем, чтобы к вечеру быть свеженьким, как огурчик. Однажды его разбудил подчиненный и предупредил: сюда идет генерал-губернатор! Будущий великий баснописец вскочил, сел за стол, схватил в руку перо, стал что-то торопливо писать.

Князь Сергей Федорович Голицын, увидав голого Ивана Крылова, заметил:
- Ай, да Крылов! Вот люблю, всегда на своем месте и аккуратно исполняет свою службу. Только где же ты, братец, заказал себе такой славный костюм?

Впрочем, генерал-губернатор не разгневался - он хорошо относился к Крылову, ценил его работоспособность. Князь потом лишь подшучивал над своим протеже, интересуясь у Ивана Андреевича, придерживается ли он своего старого костюма.

Такая вот история. Так что же, гуляка Иван Крылов, подобно современным «новым русским», приехал в Ригу «оттянуться» по полной программе и два года жил развлечениями? Да, развлечения эти были разнообразны, однажды он даже отправился в плавание на маленьком кораблике знакомиться с островами Балтийского моря.

Предвижу вопрос: как же так? Иван Андреевич Крылов открыл для русской литературы жанр басни, стал составителем словаря, пополнил Императорскую публичную библиотеку сотнями экземпляров редких старинных книг, а в статье представлен каким-то гулякой и тунеядцем?!

Насчет ничегонеделанья, конечно, вполне могут возразить литературоведы. По данным известнейшего исследователя рижского периода жизни Ивана Андреевича Крылова профессора Бориса Инфантьева, именно в Лифляндии Крыловым была написана пьеса «Пирог», причем премьера состоялась в Рижском замке, где спектакль поставил домашний театр князя Голицына. В 1802 году спектакль по этой пьесе был поставлен в театре Санкт-Петербурга. Встречаются и утверждения, что в Риге Крылов заинтересовался творчеством знаменитого французского баснописца маркиза Лафонтена, а потом и сам стал писать басни.

А теперь - о главном. Тихо и незаметно Иван Крылов вошел историю Риги отнюдь не как литератор или известный бонвиван. Отнюдь не творчество, а правозащитная деятельность была основной для Ивана Андреевич во время его жизни и работы в Риге.

Позднее член рижского магистрата Бульмеринг написал в мемуарах: «Князь сам, а чаще его канцелярия, вмешивались в дела магистрата и не скупились на гневные слова». В чем же суть конфликта губернской канцелярии, руководимой И.А. Крыловым, и рижского магистрата?

Еще в Средние века рижский магистрат разделил горожан на бюргеров и бесправных небюргеров (среди последних было много латышей). Императрица Екатерина Великая отменила это деление, как несправедливое, но новый император Павел I из чувства неприязни к матери вернул старое законодательство.

Местный хронист Нейендаль позднее писал: «Жители Риги разделялись на граждан, неграждан и иноземцев». То, что канцелярия генерал-губернатора (в лице секретаря И.А. Крылова) вмешивалась в дела магистрата, означает, что Иван Андреевич пытался ограничить произвол рижского магистрата, стремление городских властей угнетать ненемецкое население. Что и было главным делом в «рижский» период жизни великого русского баснописца, поэта, публициста. Делом весьма серьезным.

Увы, почтеннейшую публику куда больше, чем серьезные события, интересует светская хроника. Так было и свыше 200 лет назад, оттого и упор при описании рижского периода жизни Ивана Андреевича Крылова делался вовсе не на его наиболее достойных поступках.

Прибалтийские Лимитрофы, Российская Империя, Русский Язык, Гениальность и Помешательство

Previous post Next post
Up