НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ - XI

Nov 12, 2015 00:00


1939 год ознаменовался для семейства Алексеевских - Викторовых тревожно-ожидаемым выдвижением Романа Павловича за создание магистральных паровозов серии ФД и ИС на Сталинскую премию - начались бесконечные «вызовы наверх и в Органы», проверки-перепроверки... в Политбюро ВКП(б) очень опасались, что именно Первая Выдача может попасть в руки «врагов народа» из числа недобитых белогвардейцев, троцкистов и прочих «уклонистов» - поэтому «сомнительных» лауреатов чествовали не в Кремле, а в профильных госучреждениях, кстати, денежную часть Сталинской премии II степени «старо-режимному» конструкторскому коллективу НКПС выплатил родной комиссариат...

Семейству удалось капитально отремонтировать «Родовое Гнездо» - супруги Викторовы с двумя детьми окончательно перебрались на улицу Водников, где на законных основаниях получили «на лауреатское расширение» полуподвал и разрешение на достройку жилого чердачного помещения...

Весной 1940 года Романа Павловича назначили инспектором НКПС, контролирующего состояние мобилизационных ресурсов Куйбышевской ЖД - в его жизни начался изнурительный «командировочное период»... особое внимание в предвоенные годы Инспекция уделяла «расшивке» одноколейной линии Кинель - Оренбург - доставке дешевых средне-азиатских продуктов питания и сырья, а также орской полиметаллической руды, Правительство СССР предавало огромное значение...
По рассказам деда Романа, от станции Кинель в Южном направлении модернизацией путей и ЖД инфраструктуры зачастую занимались НЕМЕЦКИЕ ВОЕННЫЕ СТРОИТЕЛИ(!?) - тогда ходили разговоры, что по «Договору о ненападении» транзитом через Советский Союз в английские колонии будут пропущены части Вермахта...

Инспектора Р.П.Викторова очень удивляли непропорционально-большие потоки полностью отмобилизованных воинских частей, новейших вооружений, ГСМ и амуниции в нестратегический Туркестан - мыслилось, что СССР может стать союзником Германии в войне с Великобританией... ему приходилось слышать, что ослаб объем грузо-перевозок к западным границам - знал он и про «переадресацию» воинских грузов из БОВО и КОВО во внутренние Округа...
В разговорах со мной, дед Роман часто вспоминал «Стратегию Кутузова» - он считал, что Сталин знал истинное состояние РККА и предполагал, что на первом этапе Войны спасти СССР от Объединенной под гитлеровскими знаменами Европы смогут только бескрайние территории и суровый климат...

С началом Великой Отечественной Войны все подразделения и сотрудники НКПС перешли на военное положение - после двадцати лет кабинетной работы Роману Павловичу пришлось даже поработать машинистом паровоза... квалифицированных кадров катастрофически не хватало - были мобилизованы пенсионеры, старшекурсники ВУЗов и техникумов, амнистировали осужденных по хозяйственным и уголовным статьям железнодорожников... вскоре дошла очередь и до учащихся ремесленных училищ - пятнадцатилетние мальчуганы с полной ответственностью работали помощниками машинистов и кочегарами...

Лауреат Сталинской премии Р.П.Викторов непосредственно вел эшелоны с эвакуированным оборудованием и войсками - его особой гордостью было участие осенью 41-го в транспортировке 316 стрелковой дивизии под Москву... пришлось «вживую» общаться практически со всеми легендарными героями той Великой Битвы - хорошо, что дед Роман не дожил до перестроечного охаивания героев-панфиловцев!..

Летом 1942 года, после тяжелой болезни, Роман Павлович, в возрасте пятидесяти пяти лет, был переведен на преподавательскую работу в железнодорожный техникум - после Войны ему довелось поработать в Куйбышевском Индустриальном институте, на 40-летний Юбилей (уже, правда, Политеха) в 1973 году его пригласили Почетным Гостем...
Почетный Железнодорожник регулярно выступал перед железнодорожниками, студентами и призывниками - по мере своих способностей я «ассистировал» ветерану, ведь в свои студенческие годы я частенько пользовался гостеприимством бабы Лены и деда Романа...

железнодорожник Роман Викторов, Великая Отечественная Война, Железная Дорога, Советская Власть, Семейные Хроники

Previous post Next post
Up