НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ - II

Jul 17, 2014 21:26


ИЗ МОИХ БЕСЕД С РОМАНОМ ПАВЛОВИЧЕМ
О железнодорожниках…

Мы тогда ощущали себя посланцами Бога на эту грешную землю - нами соединялись воедино разрозненные российские земли, присовокуплялись к Родине несметные богатства… мое среднее техническое образование на фоне повсеместной малограмотности, нередко и полной безграмотности, виделось сверхчеловеческим - немецкие преподаватели и начальники довершали это наше стихийное ницшеанство… ленивистые Обломовы и энергичные Штольцы - ди руссише Иван, дас гроссише болван!..
Собственно, среда железнодорожников была этаким подобием Закрытого Ангицкого Клааба - под стать были и наши образованные жены… здорово тогда отрезвили нас пьеса Максима Горького «Варвары» и чеховская «Свадьба» - это с незабвенным телеграфистом Ятем и акушеркой Змеюкиной…
Юношеский максимализм толкнул многих моих товарищей в Революцию - неплохо знал Александра Буянова, проходили совместно аттестационную практику, кстати, так и не получившего Технического Диплома…

О зарплате…

В среднем по Империи месячный заработок рабочего в 1900 году составил 16 руб. 17 с половиной коп. - в Петербургской губернии в 1900 году средняя годовая зарплата рабочего составляла 252 руб. (21 р. в месяц)… при этом верхняя граница заработка поднималась до 606 рублей (50,5 руб. в месяц) - нижняя опускалась до 88 руб. 54 коп. (7,38 руб. в месяц)…
Роман Викторов на стажировке в 1904 году путевым обходчиком получал 35 руб. 40 коп. - помощником машиниста в 1907 году уже 61 руб. 50 коп…
После революции 1905 года и последовавшей за ней реформы с 1907 года заработки стали резко расти - машинисты и электрики стали зарабатывать в месяц по 97 руб. 40 коп., высшие мастеровые - 63 руб. 50 коп., кузнецы - 61 руб. 60 коп., слесари - 56 руб. 80 коп., токари - 49 руб. 40 коп.
Дипломированный специалист со средним специальным образованием в должности Мастера локомотивного депо имел заработок 110 руб. 50 коп. в месяц - в Харбине год спустя дедов заработок в качестве Военного начальника Локомотивного депо, с учетом всех надбавок и награждений, достиг 180 руб…
Если вы хотите сравнить эти данные с современными зарплатами рабочих и служащих, то можете просто умножить эти цифры на 1042 - таково соотношение дореволюционного рубля к российскому рублю по покупательной способности (конец декабря 2013 года)…
С середины 1915 года в связи с войной стали происходить инфляционные процессы, но с ноября 1915 года рост заработка перекрывал рост инфляции - лишь с июня 1917 года зарплата стала отставать от инфляции…

О немцах…

Вся железно-дорожная отрасль до Мировой войны была нашпигована немцами - изначально именно германские инженеры организовывали строительство путей, создание паровозных и вагонных заводов… с начала 80-х годов XIX века их российские соплеменники на льготных условиях получали в Германии инженерное образование - кадровый протекционизм шел и от окружения Императрицы…
Моя «командировка» в Китай была вызвана именно бесперспективностью карьеры в Самаре - пришлось на пять лет стать Военным Представителем на Харбинском паровозоремонтном заводе…
Ситуация резко изменилась с началом войны 14 года - на волне «патриотического подъема» и шпиономании много толковых специалистов-немцев было уволено или выслано за Урал… кадровый голод преодолевался прикомандированием спецов с той же КВЖД - именно этнические китайцы заполонили средне-технический контингент Самаро-Златоустовской ЖД, они же стали базой Красного Интернационала…
С 1915 года на железных дорогах в различном качестве работали немецкие и австрийские военнопленные - о случаях организованного саботажа и диверсий с их стороны слышать не приходилось… к нам в Коломну для консультаций были доставлены немецкие специалисты из числа пленных и интернированных - много ценного ими было привнесено в нашу работу…
Отношение к немцам очень сильно изменялось в ходе той войны - от шовинистических истерик до «братания» на фронтах… общенародная ненависть перенеслась на Царскую Семью и Министров - люто поглядывали и на союзников по Антанте, те хищнически прибирали Русские Богатства в счет военных долгов…
В человеческом плане немецкие военнопленные вели себя достойно - чувствовались внутренний стержень и самодисциплина, кроме того, подкреплял негласный коллективизм и взаимопомощь…

О чехах…

Первых пленных чехов я увидел в конце 14-го года - одурманенные казенным «панславизмом» мы создали этой категории исключительные условия работы и содержания… под «честное слово» этнических чехов, словаков и прочих «братьев-славян» отпускали на бесчисленные благотворительные обеды - работы предоставлялись в вольнонаемном режиме и строго по добровольному желанию пленного…
К 1917 году «немецкие» вакансии в железно-дорожных конторах и даже на телеграфе заполнились «чехами» - к тому же этот контингент перестал быть «российским» и перешел под протекцию Антанты, конкретно Франции… посыпались ничем немотивированные финансовые выплаты, вещевые и продовольственные дотации - фактически в нашем тылу стал работать отмобилизованная и дисциплинированная шпионская сеть…
Поведение «иржиков» резко изменилось в нахальную сторону - они стали чувствовать себя хозяевами Российских железных дорог, ведь именно под обеспечение путей, станций и прочей инфраструктуры давались иностранные военные займы… помнится, в середине 16-го года на руках англо-французской военной миссии оказался полный список подвижного состава - седой железно-дорожный генерал, как мальчишка, краснел за спрятанные по его же указанию паровозы и вагоны…
Уже после Февральской революции от Антанты мой авансовый отчет о командировке на фронт визировал бухгалтер-чех - все имущество «братьями-славянами» было тщательно описано, каждая копейка бдительно контролировалась…
С самого начала в чехах раздражала униженность и неискренность - дежурная казенщина о «славянском братстве», о скором «славянском восстании в австрийских и немецких тылах»… приходилось видеть, как пленные немцы осмеивали расконвоированных чехов - причем, последние сникали и никакими ура-прорусскими воззваниями не отвечали… перед «союзничками» конторские чехи вели себя холопски- подобострастно, как восторженные пудели перед хозяевами - некоторые газеты назвали «братьев-славян», после общероссийской забастовки чешских вольнонаемных железнодорожников осенью 1916 года, «Иудиным племенем»…
Октябрьская революция спутала все союзнические карты - МИР БЕЗ АННЕСИЙ И КОНТРИБУЦИЙ!.. этот лозунг ВИКЖЕЛЯ взяли на вооружение большевики - «Чехословацкий Мятеж» и кража Золотого Запаса России стали запоздалой реакцией Антанты по вышибанию царских долгов…

железнодорожник Роман Викторов, Куйбышев-Самара, Железная Дорога, Российская Империя, Семейные Хроники, Белочехи - Легионеры

Previous post Next post
Up