НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ

Jul 16, 2014 21:39

Судьба свела меня с человеком буквально ПРОШЕДШИМ СКВОЗЬ ЭПОХИ - это мой двоюродный дедушка Роман Павлович ВИКТОРОВ (1887 - 1974)… у Деда Ромы и Бабы Лены я часто бывал в детстве с моей родной Бабой Лизой - в годы учебы и работы во II корпусе КуАИ (нынешнем «Вавилоне») я фактически жил у них на Водников 22 В…
* * *
Сама дата его рождения знающим людям говорит о многом - 25 октября 1887 года… именно, за тридцать лет до Великой Октябрьской Социалистической Революции в семье тамбовского чиновника родился первенец - от деда Романа пару разков пришлось услышать, что богатств не имели, но и не бедствовали особенно…
Прогрессивный родитель определил Рому не в «престижную» классическую гимназию, а в реальное училище - модернизирующейся Российской Империи остро требовались собственные ученые и инженеры…
«Реальное» образование давало выпускнику углубленные знания математики, физики, химии и «живых» языков, английского, а особенно немецкого - ведь практическая инженерия в России строилась на Hütte, дореволюционные издания назывались «Справочная книга для инженеров, архитекторов, механиков и студентов»… курс обучения длился семь лет - устав гласил: «училища имеют целью общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний»…
* * *На базе семи классов «реалки», после сдачи «усиленных» выпускных экзаменов Роман Викторов был зачислен в Пензенское техническое железнодорожное училище - за три года обучения здесь готовили специалистов железнодорожного транспорта: машинистов, помощников машинистов, дорожных мастеров и телеграфистов для Моршанско-Сызранской железной дороги
В 1904 году «прослушавший технический курс» был направлен для получения «производственного аттестата» в управление Самаро-Златоустовской железной дороги - только после двух лет работы путевым обходчиком и помощником машиниста, Роману Павловичу был выдан заветный документ о Полном Специальном Техническом Образовании…
Этот Диплом стал Важнейшей Вехой в судьбе двадцатилетнего железнодорожника - следует отметить, что обладателями Полного Технического Образования  из «дедовского выпуска» от доброй сотни «прослушавших курс» смогли стать только восемнадцать специалистов… Роман Павлович получил Гражданский чин XII класса - это давало право поступить в Железнодорожный Инженерный Корпус, правда, после восьми лет безупречной службы и достижения чина не ниже X класса…
В личной жизни молодого человека тоже произошли «значительные изменения» - в 1906 году он сочетался законным браком с Ангелиной Алексинской, дочерью приват-доцента Нижегородских Специальных Курсов ОФИЦЕРОВ ЖАНДАРМСКОГО НАДЗОРА Железных Дорог
* * *
В «деле» Карьерного роста, как ни странно, «помогла» Роману Павловичу недавно окончившаяся русско-японская война - образовалась вакансия Военного Начальника локомотивного депо на Китайской Восточной железной дороге, аж в самом Харбине, и молодое семейство укатило за «ловлей счастья и чинов»…
КВЖД своевременно сформировала разветвленную инфраструктуру материально-технического обеспечения движения - для работников магистрали были построены дома, школы, библиотеки, больницы, магазины…
Пять лет на КВЖД дали инженерному прапорщику Викторову незаменимый производственный опыт, чин инженер-поручика и полонение семейства - военпред буквально перед I Мировой войной был зачислен заочным слушателем третьего курса Николаевского Корпуса Инженеров Путей Сообщения…
С началом Войны в Железнодорожный Корпус стали принимать не только квалифицированных выпускников железнодорожных училищ, но также офицеров других родов войск, пожелавших перейти на инженерную службу - офицерское отделение КИПС присоединили к Императорской Николаевской Инженерной академии


С началом Первой мировой войны пришлось всех слушателей-инженеров стажировать непосредственно во фронтовых частях с досрочным присвоением очередного офицерского звания - на базе Коломенского паровозостроительного завода Роману Павловичу приходилось участвовать в создании и модернизации магистральных паровозов… большегрузные составы и мощные бронепоезда во многом заслуга их инженерно-конструкторской группы - нередко испытания проходили прямо в условиях боя…
* * *Семейство перебралось в тихую Самару - жена и тесть постоянно напрягали военного железнодорожника не только «прослушать курс», но и получить заветный Диплом инженера путей сообщения… именно Отчет Инженерной группы за 1916 год по модернизации тяжелогрузных паровозов был зачтен Роману Павловичу Викторову в качестве Дипломного Проекта - выпуск Академии состоялся в январе 1917 года, Императорский Диплом и погоны инженер-капитана вручал Великий князь Николай Николаевич(?)…

железнодорожник Роман Викторов, Куйбышев-Самара, Железная Дорога, Российская Империя, Семейные Хроники

Previous post Next post
Up