Понятие - как явление в психической деятельности индивида - образуется на основе установления в личностной психике определённого взаимного соответствия языковых конструкций того или иного языка и субъективных образных (а также и музыкальных
[1]) представлений о Жизни, свойственных личности.
Соответственно, миропонимание как явление в психической деятельности личности это - совокупность понятий и система взаимосвязей между ними, существующие в психике индивида. Мировоззрение как явление это - совокупность субъективных образно-музыкальных представлений о Жизни и система взаимосвязей между ними, существующие в психике индивида.
По внутреннему устройству мировоззрения можно разделить на 2 типа: калейдоскопические (характеризующиеся тем, что в них связи между информационными блоками носят непродолжительный характер и могут изменяться под влиянием изменения настроения индивида и потока входящей информации) и мозаичные (в которых связи между информационными блоками более устойчивы, хотя изменяются в результате чувственно-мыслительной деятельности индивида, которая представляет собой расширение тематического состава мозаики и замену одних её фрагментов другими (более детальными или альтернативными по своему характеру прежним тематически однородным), а также и изменение системы взаимосвязей компонент мозаики друг с другом.).
Названные типы мировоззрения представляют собой два крайних случая. В чистом виде в жизни они в психике людей вряд ли существуют. Реальные мировоззрения одних людей более калейдоскопичны, других - более мозаичны. При этом в калейдоскопе могут «крутиться» какие-то мозаики, носящие частный характер (например, обусловленный профессиональной деятельностью). А в целом мозаичная картина Жизни в психике других людей может содержать какие-то частные калейдоскопические фрагменты, компонентами которых также могут быть какие-то ещё более частные мозаики.
Кроме того и мозаичные в своей основе мировоззрения разных людей могут принадлежать к одному из двух подтипов. Каждый из подтипов мозаичного мировоззрения характеризуется направленностью наращивания общего числа своих компонент в процессе детализации и упорядоченностью развития структуры мозаики. Вариантов два, и они взаимоисключающи по отношению к одной и той же мировоззренческой мозаике как компоненте мировоззренческой системы индивида.
Мозаичное мировоззрение может развиваться в направлении:
· либо «от общего к частностям»;
· либо «от частностей к общему».
[1] под музыкальными образами понимается вся совокупность колебательных процессов, происходящих в природе, в различных частотных диапазонах, однако подвластных тем же законам мелодийности и гармонии, которые выражаются в музыкальной культуре общества.