Как правильно верить в чудеса

Jan 30, 2016 16:12


«Никогда сами не верьте в приметы. Предоставьте это знающим людям».
Михаил Успенский, Андрей Лазарчук, «Посмотри в глаза чудовищ».

В статье «Православная наука» я писал, что современный ученый, как правило, не верит в магию. Причем не верит до такой степени, что иногда у него с трудом укладывается в голове, как в нее вообще может кто-то верить. Фрэзер писал, что всякий колдун - непременно обманщик, потому что должен лучше других знать, что его магия не работает.

Другой хороший пример привела Барбара Мерц в своей книге о древнем Египте. Были обнаружены документы о заговоре в гареме фараона Рамзеса Третьего. Организовала его одна из наложниц: она собиралась ликвидировать мужа и сделать своего сына наследником престола. Обычное дело при дворах разных владык.

Заговор, кстати, провалился, и его участники были, вероятно, казнены. Но речь сейчас о том, что подготовлен он был со всей тщательностью: вдохновительница нашла сторонников, они договорились о времени удара, подкупили стражу и царедворцев, написали множество свитков с заклинаниями, налепили восковых фигурок богов и людей, чтобы связать чарами тех, кого не получилось привлечь на свою сторону...

Вот на этом месте один известный египтолог споткнулся. Он заявил, что тут нужно понимать иносказательно: имелось в виду то, что некоторые важные люди были «превращены в воск», то есть стали послушными орудиями в руках заговорщиков. Причем аргументировал он вполне по Фрэзеру: невозможно, чтобы в таком важном и опасном деле, как дворцовый переворот, кто-то полагался бы на магию.

На самом деле для заговорщиков переворот был, напротив, слишком важным и опасным делом, чтобы в нем можно было обойтись без магической помощи и поддержки. Они-то верили в магию, и на полном серьезе!

Но такие ученые, казалось бы, в меньшинстве в нашем обществе. Большинство, наоборот, верит в магию безоговорочно. Амулеты продаются чуть ли не на каждом углу. Разделы оккультизма и эзотерики в книжных магазинах стали уже больше, чем разделы популярной науки. Пришедшая с Запада позитивная визуализация борется за лидерство в умах с созданным на отечественной почве симороном.

Однако же есть одна деталь, которая заставляет иначе посмотреть на всю картину. Помните известную притчу о священнике и атеисте? На гордое заявление «Я не верю в бога» священник ответил: «Я тоже». И пояснил: в того бога, в которого не верят атеисты - в старика с дурным характером, сидящего на облаке - он тоже не верит. Бог, в которого он верит, выглядит и ведет себя совершенно иначе.

Так вот, здесь все наоборот. Легковерный обыватель и скептически настроенный ученый верят в одну и ту же магию - причем совсем не в ту, в которую верил древний египтянин. Разница только в том, что один думает, что она работает, а второй - что нет.

Поясню подробнее, что я имею в виду.

Для скептика магия - что-то вроде заместительной психотерапии. Если юноша не может естественным путем завоевать сердце беспощадной красавицы, он читает приворотные заговоры, чтобы уменьшить фрустрацию. Фрустрация, кстати - это то неприятное чувство, которое всегда возникает, когда тебе чего-то хочется, но не получается. Я сам долго не знал, что значит этот латинский термин.

Земледелец не может никак повлиять на дождь и солнце, и платит жрецу за ритуалы, чтобы создать иллюзию контроля и успокоиться. Безнадежно больной, от которого отказались врачи, идет к целителю или едет к чудотворной иконе, чтобы «сделать хоть что-то». Лентяй, не желающий тратить силы на карьеру, лежит на диване с чеком, который он сам себе выписал от имени вселенной, и визуализирует, как купается в деньгах. Это дает ему иллюзорное чувство наслаждения успехом и успешно заменяет настоящий успех.

Итак, если человек не может или не хочет ничего реально сделать ради своей цели, и ему от этого нехорошо, он совершает символическое действие, которое приносит ему желанную разрядку и чувство удовлетворения. Заодно оно снимает чувство ответственности: если от сверхъестественных сил ждут исполнения желания, то и вина за неисполнение лежит на них же. Вот и вся магия.

А теперь оглянитесь вокруг и убедитесь, что в словах скептика есть резон. Сотни тысяч людей используют магию - как неофициальную, так и ту, что предоставляют признанные религии - именно с этой целью: как последнее средство или инструмент для снятия с себя ответственности, но в любом случае - как замену и альтернативу реальным действиям.

Только они верят, что все это в самом деле может сработать. А если не сработало, то, по крайней мере, сразу понятно, кто виноват. Заговор произнесли неправильно, симоронский ритуал вышел недостаточно абсурдным, визуализировали недостаточно позитивно. Ну, или батюшка попался какой-то не очень благодатный, в следующий раз стоит попробовать другого.

Особенно хорошо это заметно, конечно, по тем двум школам постмодернистской магии, о которых я уже упомянул - симорон и позитивная визуализация. Они изначально создавались именно с этой целью - вместо того, чтобы, потея и надрываясь, трудиться ради своей мечты, договорись с вселенной, чтобы она сама подогнала тебе все нужное на блюдечке, по закону ли притяжения, или по какому-то другому.

Было ли такое в древние времена, когда люди верили в магию и чудеса по-настоящему, а не как сейчас? Несомненно, такое было, и примером тому сказка под названием «Лентяй Шейдулла».

image Click to view



Главный герой этой сказки живет в бедности по причине своей неисправимой лени. В конце концов, он решает пойти в далекий край, на высокую гору, где живет всеведущий мудрец, и спросить у него, как можно разбогатеть, ничего не делая.

По дороге Шейдулла встречает волка, который не может ничего есть из-за боли в животе; рыбу, у которой не закрывается пасть; яблоню, на которой вырастает каждый год всего лишь одно яблоко. В лучших традициях сказки все они говорят с ним, и, хотя и не идут все вместе к мудрецу, но просят, чтобы Шейдулла спросил у мудреца совета и за них тоже.

Мудрец оказывается и вправду всеведущим и дает советы всем, про кого Шейдулла спрашивает, однако не с начала, а с конца. Яблоня чахнет, потому что под ее корнями зарыт горшок золота. Стоит его выкопать, и она начнет цвести и плодоносить. У рыбы в голове застрял драгоценный камень размером с кулак. Стоит его вынуть, и она выздоровеет. Ну а волку, чтобы получить исцеление, нужно съесть самого ленивого человека на свете.

Шейдулла спрашивает, а что же с его просьбой, и мудрец отвечает, что его желание - стать богатым, не трудясь - уже исполнено.

Обрадованный герой спешит домой. Яблоня и рыба, узнав совет мудреца, просят его о помощи, но он отвечает, что ему лень напрягаться, а богатство без труда уже ему обещано, так что ни золото, ни драгоценный камень не нужны.

Заканчивается сказка именно так, как и должна: в конце обратного пути Шейдулла снова встречает волка и рассказывает ему всю историю. Выслушав ее, волк решает, что ему далеко ходить не надо, потому что самого ленивого человека на свете он уже нашел...

Вспомним теперь, что в сказке путешествие героя в дальнюю страну - это путешествие мага в иной мир. И сказка, помимо очевидного, обретает и иной смысл: не будет пользы тому, кто пытается достичь цели при помощи магии, сам ничего не делая. Магия открывает путь к желаемому, но пройти по нему все равно придется самостоятельно.

Но раз потребительское отношение к магии вызвало к жизни эту откровенно издевательскую сказку, значит, оно все-таки не было общепринятым.

На самом деле для наших предков, создававших магию, она не заменяла реальных действий, а наполняла их смыслом и превращала в таинства. Поэтому ритуалы для исполнения желаний - только малая часть всех ритуалов. Основное их предназначение - сопровождать человека в каждом деле.

Что такое таинство? Это жест, в котором участвуют сразу две стороны. Человек со своего конца и Бог со своего вместе провозглашают свою волю - потому что она у них общая.

Если вы просто засеваете поле, то это лишь одно событие из многих. Оно не имеет значения. Но если вы засеваете поле с ритуалом, то оно превращается в сотворение мира - и тогда сила, сотворившая мир, будет на вашей стороне.

Если вы ухаживаете за девушкой, это просто ваше желание. Вселенной нет до него дела. Но если вы ухаживаете за девушкой с ритуалом, то воссоздаете саму природу вечной любви, управляющей всеми отношениями мира. Тогда любовь как сила, конечно, поможет вам.

Тот, кто действительно верит в магию, не хочет, чтобы чудодейственная сила сама решила все его проблемы. Он хочет решать проблемы мира вместе с этой силой, в согласии с ней. И если превратить свою жизнь в чудо, то чудеса начнут случаться вокруг.

простые истины, метафизика, злые песни

Previous post Next post
Up