В центре бытия

Oct 28, 2024 10:03


Yes, indeed. It is called Lothric, where the transitory lands of the Lords of Cinder converge...
Вступление к игре Dark Souls 3

But then there was Fire and with fire came disparity. Heat and cold, life and death, and of course, light and dark.
Вступление к игре Dark Souls 1

В последние месяцы я всё чаще стал задумываться над тем, что моему представлению о Той Стороне чего-то недостаёт, чтобы стать цельным.

Я изучил массу разных верований. Я плюс-минус разобрался в представлениях разных религий. Но они не собираются у меня в голове во что-то цельное, а так и остаются скопищем несовместимых, но одинаково убедительных точек зрения.

В результате я не могу ни выбрать из них то единственное, которое мне по душе (это означало бы произвольно отказаться от всех остальных со всеми их плюсами), ни создать что-то своё, что выражало бы именно мою личную веру и могло бы лечь в основу моей личной практики.

И недавно я, наконец, нашёл необходимую деталь. Вернее, как это часто бывает (особенно со мной), понял, что она всё это время была у меня на виду, но я не обращал на неё внимания. Зато когда обратил - всё остальное мгновенно кристаллизовалось вокруг неё.

Я работал в основном с теми представлениями, в которых Та Сторона - это иной мир. Виртуальное, «воображаемое» пространство, которое начинается там, где видимый мир заканчивается.

Магия в таком представлении начинается со способа покинуть свой мир - во всяком случае, выйти на границу миров и прикоснуться к силе Иного Места.

Однако это только половина картины. Есть и другая, в которой всё выглядит иначе.

Я говорю о мифологеме центра вселенной.


Центр вселенной - самое святое место в ней.

Если мир был когда-то создан, то здесь всё началось. Это здесь из предвечного океана поднялся первый холм. Это здесь Зодчая родилась из Пустоты и впервые придала ей форму. Это здесь раскололось Золотое Яйцо, дав начало мирозданию.

Если миру суждено однажды погибнуть, то здесь всё закончится. Это здесь состоится последняя битва с силами зла и разрушения, и если центр не устоит - всё сущее обратится в ничто вслед за ним.

Центр - средоточие всех жизненных сил мира. Здесь всё пребывает таким же новым и полным энергии, как в первый миг творения. Прикоснуться к центру - значит родиться заново.

Вокруг центра распространяется упорядоченный космос. Его сила разделяет первозданный хаос на небо, землю и преисподнюю, она проводит черту между жизнью и смертью, светом и тьмой. В результате возникает множество миров, видимых и невидимых, каждый со своим основополагающим законом и порядком.

Центр разделяет все эти миры, но он же их соединяет, поскольку все они исходят от него, и он принадлежит им всем сразу. Отсюда образ мировой оси, как бы она ни выглядела - деревом, горой, лестницей или столбом. Мировая ось проходит от самой глубокой глубины до самой высокой высоты. По этой дороге боги нисходят на землю, а умершие отправляются к местам своего упокоения.

Сам человек, подражая миру, тоже выстраивает свою жизнь вокруг священного ритуального центра. Опорный столб дома. Огонь в очаге. Святилище в поселении. Храм или царский дворец в городе. Столица в царстве. Всё это символические подобия центра вселенной, они помогают человеку оставаться в мире жизни и света, а тьму и смерть держать в отдалении.

Там, куда сакральная сила центра не достигает, начинается профанное, не имеющее значения пространство - неупорядоченное, неприрученное и в целом бесполезное. Своего рода свалка для всего, что в космосе не пригодилось или просто туда не вписывается.

Это-то описание невидимого мира и волшебства оказалось недостающей деталью.

Пространство ритуала - не разрыв в ткани реальности, через который проникают нездешние силы. Магия - не нарушение законов природы, на время заменяющее их законами воображения. Наоборот, это восстановление космического порядка таким, каким он должен быть.

Образ, который ты помещаешь в центр, определяет, к какому из возможных миров ты себя причисляешь, в каком космосе желаешь соучаствовать.

Этот путь позволяет и активную, «магическую» практику, когда ты целенаправленно призываешь или отгоняешь какие-то события, и пассивную, «религиозную», когда ты выстраиваешь гармоничные отношения с миром.

Средоточие вселенной всегда рядом. Любое место, которое ты можешь выделить вниманием, становится его символическим подобием.

И даже если у тебя не оказалось под рукой ни святилища, ни алтаря, ни идола, ни янтры, ни даже амулета или самого простого стоячего камня - у тебя всегда есть ты сам. Место, где ты неподвижно пребываешь - центр вселенной, твой истинный дом.

UPD Кое-что придётся добавить, потому что не все поняли, почему я так взволнован.

Что иронично, потому что и сам я пренебрегал идеей центра мира по ровно тем же самым соображениям. В мире победившей относительности «центр» может быть только метафорой точки зрения, то есть чего-то по определению субъективного. А если где-то есть «настоящий» центр, то все остальные по определению же ненастоящие.

Но нет. Дело в том, что мифологическое пространство замкнуто само на себя. С одной стороны, там есть центр (сакральное пространство), и есть периферия (профанное пространство). Но в то же самое время центр мира находится за его пределами.

В индийском мифе герои отправляются за край света - и приходят к горе Меру, которая возвышается в центре вселенной и соединяет собой все миры.

В этом и есть смысл. Преодолев границу мира, ты окажешься в центре - за пределами мира нет ничего, кроме этой бесконечно малой точки, соединяющей всё со всем. Но преодолеть границу мира можно в любом месте, потому что все точки вселенной одинаково близки к центру.

Любой видимый центр - настоящий постольку (и настолько), поскольку он служит явлением истинного центра, пребывающего нигде.

Средоточие мира - ещё одно имя для Той Стороны, но это именно то имя, которое было мне необходимо, потому что оно лучше всего описывает мой собственный опыт общения с нею.

практика, метафизика, мифология

Previous post Next post
Up