Проще говоря понимание это средство, а не цель:). Это даётся, при изучении естественных языков, но не искусственных. Впрочем если эсперентисты сумеют пользуясь своим эсперанто создать великую литературу и всё прочее, тогда и их язык оживёт.
Да, разумеется. Другое дело, что это не так-то просто.
Толкин это хорошо понимал. Мало придумать язык - придётся ещё придумать народ, который на этом языке разговаривал, его историю, его мифы и поэзию, даже географию тех земель, где он жил.
Впрочем, для Толкина это был литературный эксперимент, а в 19 веке многие этим занимались на полном серьёзе.
И я совершенно уверен в том, что и до 19 века "многие этим занимались на полном серьёзе", - сочиняя "прародительские эпосы" для всяческих новорожденных наций, типа финской с её "Ккяккьоллоолаймой", или как её бишь там?
Да этим и сейчас можно спокойно заняться. Просто это игра для лингвистов. Я тоже таким баловалась. Но чтобы создать иллюзию живого языка, действительно придется придумать ему носителей и писать на нем стихи, заклинания и сказки.
А эсперанто... ну была бы особая группа людей, по какому-то признаку четко отличающаяся от всех прочих, - искусственный язык имел бы смысл. Условно: мы заселяем новую планету и решаем строить ее культуру с нуля, все переселенцы в новый мир учат искусственно созданный для них язык, для их внуков он уже будет родным и дальше начнет развиваться как всякий живой язык. Вот так - сработает. А иначе это либо литературные игры, либо индивидуальные эксперименты.
Не имперскость, а её побочное свойство - общая культура. Большая империя создаёт множество великих текстов. В результате, как с латынью: самой империи уже давно нет, а её язык живёт, потому что тексты остаются в употреблении.
По той же причине аттический язык и койне сейчас знает по всему миру чуть ли не больше народу, чем современный греческий. Говоря по-аттически, ты становишься собеседником Сократа и Эсхила. Говоря на койне - Матфея и Павла. А говоря на современном греческом... скажем так, менее значительных авторов.
По тому же Риму видно, что сначала у него были проблемы с греческой культурой. И тоже были римляне, которых это волновало. Однако со временем проблема исчерпалась. Также и с латинским языком проблема исчерпалась, когда окрепли современные европейские государства. И у России одно время были такие же проблемы с французским языком.
так, начало было просто отличным, а вот концовка... Я с ней не согласен.
Из ваших же примеров видно, зачем учили языки. Не для героического эпоса, любовных романов, философских трактатов - их на пиджине не понимай, там хорошая подготовка нужна, даже Конан Дойля с его прозрачными текстами тяжело понимать с начальным уровнем.
Языки учили потому что они давали деньги или способ коммуникации с властью (в переводе тоже деньги, но не только)
Власть в Риме сменилась - и на примере языков стало ясно, к кому. Язык денег следует за языком власти,
А романы и философию - переводят умники для чуть менее умников. Но сначала идут торговцы, охотники, солдаты, маркитанты, шлюхи - и они вот несут пиджин как знамя.
И возвращаясь к главному - в главном вы правы. Эсперанто не может предложить ничего ценного. Особенно для солдат, шлюх, маркитантов и охотников на мягкое и белое золото.
Как и тогда - чтобы эсперантисты общались на нём между собой :)
На самом деле ещё блаженный Августин в начале нашей эры исчерпывающе сформулировал суть. Язык существует только внутри определённой общности, и изучают его те, кто хочет войти в эту общность.
группу, отчуждённую от всех прочихchhweOctober 7 2024, 09:04:43 UTC
у эсперантистов даже есть лозунг Ne krokodilu! евпочя
говорят, что для эсперантизма необходим особый склад психики, что-то вроде F68 по МКБ-10, поэтому подросшие нативные спикеры (денаскулы) по большей части стараются держаться от мовады подальше
что-то вроде F68 по МКБ-10akm762October 7 2024, 16:32:25 UTC
"Пациент симулирует симптомы неоднократно по не вполне понятной причине и может даже нанести себе вред, чтобы вызвать признаки нарушений. Мотивация является неясной и внутренне, по-видимому, оправдана с целью взятия на себя роли больного. Расстройство часто сочетается с заметными расстройствами личности и взаимоотношений." - ?
Comments 70
Проще говоря понимание это средство, а не цель:). Это даётся, при изучении естественных языков, но не искусственных. Впрочем если эсперентисты сумеют пользуясь своим эсперанто создать великую литературу и всё прочее, тогда и их язык оживёт.
Reply
Да, разумеется. Другое дело, что это не так-то просто.
Толкин это хорошо понимал. Мало придумать язык - придётся ещё придумать народ, который на этом языке разговаривал, его историю, его мифы и поэзию, даже географию тех земель, где он жил.
Впрочем, для Толкина это был литературный эксперимент, а в 19 веке многие этим занимались на полном серьёзе.
Reply
И я совершенно уверен в том, что и до 19 века "многие этим занимались на полном серьёзе", - сочиняя "прародительские эпосы" для всяческих новорожденных наций, типа финской с её "Ккяккьоллоолаймой", или как её бишь там?
Reply
А эсперанто... ну была бы особая группа людей, по какому-то признаку четко отличающаяся от всех прочих, - искусственный язык имел бы смысл. Условно: мы заселяем новую планету и решаем строить ее культуру с нуля, все переселенцы в новый мир учат искусственно созданный для них язык, для их внуков он уже будет родным и дальше начнет развиваться как всякий живой язык. Вот так - сработает. А иначе это либо литературные игры, либо индивидуальные эксперименты.
Reply
Всё же всё, что написано после "якобы не империи не главное" только подтверждает, что имперкость - основное качество.
Reply
Не имперскость, а её побочное свойство - общая культура. Большая империя создаёт множество великих текстов. В результате, как с латынью: самой империи уже давно нет, а её язык живёт, потому что тексты остаются в употреблении.
По той же причине аттический язык и койне сейчас знает по всему миру чуть ли не больше народу, чем современный греческий. Говоря по-аттически, ты становишься собеседником Сократа и Эсхила. Говоря на койне - Матфея и Павла. А говоря на современном греческом... скажем так, менее значительных авторов.
Reply
По тому же Риму видно, что сначала у него были проблемы с греческой культурой. И тоже были римляне, которых это волновало. Однако со временем проблема исчерпалась. Также и с латинским языком проблема исчерпалась, когда окрепли современные европейские государства. И у России одно время были такие же проблемы с французским языком.
Reply
Из ваших же примеров видно, зачем учили языки. Не для героического эпоса, любовных романов, философских трактатов - их на пиджине не понимай, там хорошая подготовка нужна, даже Конан Дойля с его прозрачными текстами тяжело понимать с начальным уровнем.
Языки учили потому что они давали деньги или способ коммуникации с властью (в переводе тоже деньги, но не только)
Власть в Риме сменилась - и на примере языков стало ясно, к кому. Язык денег следует за языком власти,
А романы и философию - переводят умники для чуть менее умников. Но сначала идут торговцы, охотники, солдаты, маркитанты, шлюхи - и они вот несут пиджин как знамя.
И возвращаясь к главному - в главном вы правы. Эсперанто не может предложить ничего ценного. Особенно для солдат, шлюх, маркитантов и охотников на мягкое и белое золото.
Reply
туплю..
Мягкое и белое золото - это что?
Reply
имеется в виду "мохнатое золото"
Reply
белое???
Reply
Эсперанто... А для чего он нужен сейчас?
Reply
Как и тогда - чтобы эсперантисты общались на нём между собой :)
На самом деле ещё блаженный Августин в начале нашей эры исчерпывающе сформулировал суть. Язык существует только внутри определённой общности, и изучают его те, кто хочет войти в эту общность.
Reply
у эсперантистов даже есть лозунг Ne krokodilu! евпочя
говорят, что для эсперантизма необходим особый склад психики, что-то вроде F68 по МКБ-10, поэтому подросшие нативные спикеры (денаскулы) по большей части стараются держаться от мовады подальше
Reply
Reply
"Пациент симулирует симптомы неоднократно по не вполне понятной причине и может даже нанести себе вред, чтобы вызвать признаки нарушений. Мотивация является неясной и внутренне, по-видимому, оправдана с целью взятия на себя роли больного. Расстройство часто сочетается с заметными расстройствами личности и взаимоотношений." - ?
Reply
симулируют родной язык, грубо говоря / по словам ТС: «ключик, который выглядит как настоящий - но за дверью пустота»
Reply
Leave a comment