История с возвращением

Oct 24, 2023 11:15

Повесть-сказка - жанр, который, как по мне, заслуживает больше внимания.

Это именно жанр, в отличие, например, от фэнтези. Фэнтези - сеттинг: мир, в котором законы реальности и законы сказки действуют одновременно. Там могут разворачиваться истории самых разных жанров: фэнтезийный роман может быть приключенческим, детективным, плутовским, любовным - или даже соединять в себе все их вместе.

А вот повесть-сказка - строго определённый тип истории, причём, что самое интересное, далеко не всегда в сказочном сеттинге. Но об этом чуть позже.

Как выглядит её сюжет?

Герой живёт своей обычной жизнью. Внезапно на него сваливается несчастье. Чтобы решить проблему и вернуть свой мир к прежнему благополучию, ему приходится отправиться в сказочную страну. Там он добывает волшебное средство, с помощью которого можно всё исправить. Правда, иногда это средство ещё нужно правильно применить - а если им злоупотреблять, то можно и лишиться волшебства, и заработать куда большие неприятности.

Или же к герою приходит вестник из сказочной страны. Там всё плохо, и только он один может победить зло и вернуть в волшебный мир прежний порядок и равновесие.

Эти два сюжета могут и комбинироваться. Тогда причина несчастья главного героя как раз в том, что волшебная страна гибнет. Наведя там порядок, он исправляет всё и у себя дома.

Ещё один вариант: герой живёт своей обычной жизнью и даже не подозревает, что с ним что-то капитально не так. Зато это видим мы - и потому совершенно не удивляемся, когда герой в какой-то момент попадает в сказочный мир. Там ему приходится столкнуться с собственными недостатками лицом к лицу и победить их. После этого он возвращается домой. Там всё осталось, как было - но изменился он сам.

И, наконец, последний вариант. Здесь герой никуда не уходит. Он живёт своей жизнью, и эта жизнь его не устраивает - но изменить он ничего не может.

Внезапно в его мире появляется волшебный гость извне. Гость приносит с собой сказочное волшебство, и в повседневной обыденности начинают происходить чудеса. Затем гость уходит туда, откуда пришёл, оставляя за спиной изменившийся мир.

Замечаете общую схему во всех вариантах? Повесть-сказка описывает заклинание, один-единственный акт волшебства. Герой либо сам отправляется в потусторонний мир (как это делают шаманы), либо его желание притягивает потустороннюю силу сюда, в нашу реальность (так делают маги).

Поэтому непременный финал истории - возвращение снова в реальный мир. Если этого возвращения нет - перед нами совершенно другой жанр.

Где можно найти эти сюжеты?

Евгений Шварц, «Сказка о потерянном времени», «Два брата».

Юрий Томин, «Шёл по городу волшебник».

Виталий Губарев, «Королевство кривых зеркал».

Ирина Токмакова - у неё много. «И настанет весёлое утро», «Маруся ещё вернётся», даже цикл про Алю и Кляксича фактически об этом.

Гарт Никс, «Ключи от Королевства». Особенно если интерпретировать сюжет семилогии как попытку Артура пережить смерть матери, разорение отца и вообще крушение своего прежнего мира.

Михаэль Энде, «Бесконечная история».

Ирина Соковня, «Неболейка» - по уровню, конечно, и рядом не стояло с предыдущими произведениями, но по жанру - именно оно, и на свой лад весьма недурно исполнено. Моему сыну, например, понравилось.

Джеймс Барри, «Питер Пэн и Венди».

Антоний Погорельский, «Чёрная курица, или Подземные жители». Исторически это, наверное, самый ранний пример в этом списке, но характерные черты жанра видны уже тут.

Сергей Абрамов, «Выше Радуги» (фильм снят по мотивам повести).

Александр Волков, цикл «Волшебная страна». Тут занятная инверсия. Элли и Энни возвращаются из своих путешествий, ничуть не изменившись и ничему не научившись. А вот Волшебная страна каждый раз меняется до неузнаваемости после их визитов. Так что это они фактически играют роль потусторонних существ, которых призывают, чтобы совершить чудо.

Ян Ларри, «Необыкновенные приключения Карика и Вали». В роли волшебной страны выступает микромир, а цель путешествия - рассказать героям (и нам, читателям) о его удивительных обитателях.

Владимир Брагин, «В Стране дремучих трав». Примерно на ту же тему, только уже для взрослых, а не для детей.

Клайв С.Льюис, все части «Хроник Нарнии», кроме двух. «Конь и его мальчик» - практически чистое фэнтези, «Племянник чародея» - книга, которая непонятно зачем.

Дж.Р.Р.Толкин, «Хоббит, или Туда и обратно». Название говорит само за себя, и не стоит обманываться тем, что хоббиты - вроде как волшебные существа. Ничего волшебного в них нет, Бильбо Бэггинс - такой же обыкновенный маленький человечек, как Акакий Башмачкин, только богатый и довольный жизнью. А вот «Властелин колец» - это уже фэнтези.

Памела Трэверс, цикл про Мэри Поппинс. Фея-гувернантка ставит на уши добропорядочный английский городок и приносит в семью Бэнкс долгожданный ветер перемен.

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита». Не ожидали увидеть этот роман в списке? Да, он куда более мрачный и взрослый, да и вместо феи или иного волшебного существа там действует сам сатана со свитой демонов. Однако присмотритесь, и вы увидите, что это всё тот же самый сюжет.

А ещё у повести-сказки есть своеобразный поджанр. Путешествие в волшебную страну маскируется там под... путешествие во времени.

Первой ласточкой тут, наверное, стала «Рождественская песнь» Диккенса. Духи Рождества показывают мизантропичному скупердяю Эбенезеру Скруджу, каким он был раньше, как стал таким, как сейчас, и что с ним будет дальше.

В последующие годы авторы всё чаще обходились без духов. Герой попадал в прошлое техническими методами - или просто проваливался туда непонятно почему. Во всём остальном история оставалась в неизменности. Либо герой делает в прошлом что-то такое, что меняет его настоящее - либо силы судьбы подкидывают ему опыт, благодаря которому он может переосмыслить свою жизнь и измениться.

Так что «Мы из будущего» - тоже повесть-сказка. Такие дела.

литература, литературная магия

Previous post Next post
Up