В реальном мире мы, как мне кажется, имеем схожую модель, где религии сосуществуют с магией. Амулеты, заклинания, предметы с магическими свойствами, гадалки, целебные камни, инопланетяне с религиями практически не связаны. И сейчас, и в прошлом - короли-чудотворцы во Франции, Англии и Португалии это "жрецы" или "клирики"? Паскуалис и Сан-Мартен изменяли мир вызывая духов - к религии это не имело отношения. Их последователи сегодня занимаются тем же самым, многие будучи католиками (или не будучи ими)...
У протестанта Соломона Кейна целый арсенал магических предметов, Гитлер искал копье Лонгина и Шамбалу. В Трилогии Бартимеуса - всё очень даже реалистично: "волшебники управляют миром посредством духов"... Ну и мартинисты и Elus-Cohen тоже.
Разница-то всего-лишь количественная: в фэнтази эффект усилен до грубой вульгарности и видим всем или почти всем. В реальном мире всё тоньше и сложнее, но принцип тот же.
Людей Х можно вообще объяснять без магии - генные модификации и т.д. К тому же сильно продвинутая технология от магии неотличима
( ... )
В реальном мире мы, если уж формально подходить, имеем как раз модель первого полюса. Ибо религиозная магия большую часть нашей истории была не просто "одной из", а фактически единственной.
Представление, что человек может творить чудеса не за счёт общения с богами/духами, а за счёт каких-то собственных сил, тайных знаний, владения правильными методами и т.д. - оно исторически очень позднее, появилось фактически только в Греции, а распространённым по всему миру стало и вовсе в двадцатом столетии.
Простите за настырность, но в таком случае я видимо не совсем понимаю ваше определение второго полюса. Если боги и духи это одно и то же и всё, что с ними имеет дело - это "религия", то, да, конечно. Но тогда второй полюс - это недоступные простым смертным технологии и методы. Т. е. люди Х - второй полюс, а Соломон Кейн, Трилогия Бартимеуса - первый. Правильно ли я вас понимаю?
Волшебники в Трилогии Бартимеуса колдуют, призывая духов - но их методы никоим образом не религиозны. Это чистой воды технология. Да и духи, которых они призывают, хоть и носят имена демонов, бесов и джиннов, но в действительности это вполне материальные (пусть и совершенно иначе устроенные) существа из другой вселенной.
Для сравнения, в реальной арабской традиции считается, что праведник может изгонять джиннов именем Аллаха и строчками из Корана. И это обосновано правилами мусульманской религии. Этому в институтах учат (даже в Чечне один такой есть). Вот это магия первого полюса.
"Христианское фэнтези" может принадлежать первому полюсу - тогда герой будет побеждать нечисть силой молитвы и креста. А может второму - тогда герой будет побеждать нечисть оружием и заклинаниями, а молитвой и крестом будет лишь укреплять собственную решимость и искать поддержки свыше.
А вам не кажется, что второй полюс это на самом деле просто реализм?
Reply
Люди Икс, Соломон Кейн, Трилогия Бартимеуса - это реализм?
Reply
В реальном мире мы, как мне кажется, имеем схожую модель, где религии сосуществуют с магией. Амулеты, заклинания, предметы с магическими свойствами, гадалки, целебные камни, инопланетяне с религиями практически не связаны. И сейчас, и в прошлом - короли-чудотворцы во Франции, Англии и Португалии это "жрецы" или "клирики"? Паскуалис и Сан-Мартен изменяли мир вызывая духов - к религии это не имело отношения. Их последователи сегодня занимаются тем же самым, многие будучи католиками (или не будучи ими)...
У протестанта Соломона Кейна целый арсенал магических предметов, Гитлер искал копье Лонгина и Шамбалу. В Трилогии Бартимеуса - всё очень даже реалистично: "волшебники управляют миром посредством духов"... Ну и мартинисты и Elus-Cohen тоже.
Разница-то всего-лишь количественная: в фэнтази эффект усилен до грубой вульгарности и видим всем или почти всем. В реальном мире всё тоньше и сложнее, но принцип тот же.
Людей Х можно вообще объяснять без магии - генные модификации и т.д. К тому же сильно продвинутая технология от магии неотличима ( ... )
Reply
В реальном мире мы, если уж формально подходить, имеем как раз модель первого полюса. Ибо религиозная магия большую часть нашей истории была не просто "одной из", а фактически единственной.
Представление, что человек может творить чудеса не за счёт общения с богами/духами, а за счёт каких-то собственных сил, тайных знаний, владения правильными методами и т.д. - оно исторически очень позднее, появилось фактически только в Греции, а распространённым по всему миру стало и вовсе в двадцатом столетии.
Reply
Простите за настырность, но в таком случае я видимо не совсем понимаю ваше определение второго полюса. Если боги и духи это одно и то же и всё, что с ними имеет дело - это "религия", то, да, конечно. Но тогда второй полюс - это недоступные простым смертным технологии и методы. Т. е. люди Х - второй полюс, а Соломон Кейн, Трилогия Бартимеуса - первый. Правильно ли я вас понимаю?
Reply
Волшебники в Трилогии Бартимеуса колдуют, призывая духов - но их методы никоим образом не религиозны. Это чистой воды технология. Да и духи, которых они призывают, хоть и носят имена демонов, бесов и джиннов, но в действительности это вполне материальные (пусть и совершенно иначе устроенные) существа из другой вселенной.
Для сравнения, в реальной арабской традиции считается, что праведник может изгонять джиннов именем Аллаха и строчками из Корана. И это обосновано правилами мусульманской религии. Этому в институтах учат (даже в Чечне один такой есть). Вот это магия первого полюса.
"Христианское фэнтези" может принадлежать первому полюсу - тогда герой будет побеждать нечисть силой молитвы и креста. А может второму - тогда герой будет побеждать нечисть оружием и заклинаниями, а молитвой и крестом будет лишь укреплять собственную решимость и искать поддержки свыше.
Reply
Спасибо, понятно.
Reply
Leave a comment