Чудеса и магия, часть 1

Sep 27, 2023 11:10

В мирах фэнтези, как известно, есть магия.

А ещё там иногда бывает религия.

И мне представляется, что тут можно построить что-то вроде шкалы, до какой степени они сцеплены - или, наоборот, разделены.

На одном конце спектра окажутся миры, где религия и есть магия - единственная или одна из соперничающих школ, неважно. В любом случае вера и поклонение дают там зримые и ощутимые бонусы в виде чудотворной силы.

На другом конце будут миры, где магия и религия разошлись по разным углам. С магией рождаются, или её изучают в академии, или могут получить лишь в результате уникального события - но в любом случае твоё вероисповедание не играет в этом никакой роли.

Отличные, интересные истории разбросаны по всему этому спектру, и я читал и перечитывал их с удовольствием. Однако чем больше я об этом думаю, тем лучше понимаю, что мои любимые произведения по большей части тяготеют вправо, в сторону полного разделения магии и религии.

Специально ради этого пробежался по своей библиотечке, и практически все книги, которые я там храню - почти чистый второй полюс, иногда с элементами первого.

И сейчас я попробую объяснить (и самому себе тоже), почему так.


В чём разница между ДнД-шным клириком и реальным жрецом?

Жрец - специалист по своему богу. Он лучше других знает, что нужно говорить и делать, чтобы бог был тобой доволен. Он умеет читать волю бога по полёту птиц, горению огня и узорам на бараньей печени. Он берёт на себя ответственность обращаться к богу от твоего имени, а тебе переводить, что бог ответил.

Клирик - избранник бога. Бог благоволит ему до такой степени, что зримо помогает на земных путях. В особо запущенных случаях вообще непонятно, кто тут кому служит на самом деле: бог отзывается клирику чуть ли не на свист, а клирик не особенно заботится о прославлении своего покровителя и исполнении его воли.

Но даже там, где всё не так плохо, перед нами не жрец. Перед нами харизматический лидер, пророк, уста и длань бога на земле. Причём, в отличие от гуру и пророков нашего мира, он ещё и может подкрепить свои притязания делом.

Когда в его деревне начинается эпидемия - он не молится об исцелении больных. Он идёт и лечит, потому что его бог даровал ему такую силу.

Когда он сталкивается с приверженцами конкурирующей религии - он не проповедует, склоняя сердца на свою сторону. Он устраивает поединок чудотворцев, и побеждает тот, чей бог сильнее.

Другим будет и отношение к нему тех верующих, что не наделены магией. Священник, служащий на твоём приходе, говорит с богом от твоего имени. Живой святой, обладающий благословением небес, говорит с тобой от имени бога.

Здесь не возникает даже вопроса, как отличить истинную религию от ложной - истинна та, в которой есть чудеса и чудотворцы. Любой другой путь не угоден никому из богов, а значит, бесполезен.

Пророка, призывающего к покаянию и исправлению сердец, никто не будет слушать, если он неспособен призвать глад, мор и кару небесную на упорных грешников. Проповедник, учащий любви и прощению, ничего не стоит перед лицом силы, способной испепелять нежить святым огнём веры.

Короче говоря, религия в таких мирах, если как следует подумать, должна настолько отличаться от нашей, что я не уверен даже, стоит ли в принципе называть их одним и тем же словом.

А ещё там не может быть неверующих, а уж тем более атеистов. Разве что «не-а»-теисты - когда человек, признавая реальность и силу богов, принципиально отказывается им поклоняться, несмотря на все плюшки.

Но в мире, где религиозная магия очевидна и действенна, такое поведение будет странным и иррациональным. Такому персонажу потребуется крайне весомый обоснуй, с какой стати он дошёл до такой позиции, как справляется без божественной поддержки - и как избегает божественного гнева. А то, знаете ли, не все боги спокойно воспринимают тех, кто ими демонстративно пренебрегает.

Совсем другое дело - миры второго полюса.

Вот там действительно есть религия в том смысле, в котором она есть и в реальности. Заповеди, которые ты соблюдаешь, потому что так правильно. Упование на бога, даже если он не вмешивается в твою жизнь напрямую. В конце концов, само по себе это непрямое вмешательство, когда верующий без всяких чудес «просто» оказывается там, где бог хочет его видеть, и с ним «просто» происходит то, чего хочет бог.

Религия даёт здесь верующему внутренний стержень, уверенность в себе, чувство определённости, стойкость в испытаниях. Духовный путь - это путь становления лучшей версией себя, а не обретения волшебной силы.

Победа в поединке, пусть даже чудотворном, не показывает, кто прав - она показывает лишь, кто сильнее. И даже если ты можешь сделать так, что голос с неба подтвердит твою правоту - для оппонента это не аргумент. Чудеса делать много кто может, а ты попробуй аргументировать свою точку зрения логикой.

Верующий неминуемо увидит, как грешники, плевать хотевшие на бога и его заповеди, купаются в роскоши, а праведники бедствуют и страдают - и ему придётся либо мириться с этой несправедливостью, либо бороться с нею собственными силами. У бога нет других рук, кроме твоих.

И в то же время мы всё ещё в фэнтези. Здесь есть волшебство и магия. В мире происходят чудеса, и одни люди связаны с чудом сильнее других.

В мирах второго полюса возможен Соломон Кейн, который побеждает колдунов, демонов и чудовищ, вооружённый лишь шпагой, парой пистолетов и силой веры. Там возможен Ночной Змей - праведный католический священник-мутант, способный телепортироваться и обладающий откровенно демонической внешностью.

Маг может изучать волшебство, как науку - и в то же время верить, что Бог, сотворивший мир, установил все его законы, в том числе и те, которым подчиняется магия.

Фанатичный храмовник может искоренять врагов веры мечом и заклятиями - и для него то и другое равно будет оружием, которое Бог вложил в его руку и повелел вести священную войну.

Колдун-атеист может посреди любой чертовщины держаться за критическое мышление и верить, что у всего есть рациональное объяснение - и это будет не тупое упрямство невежды, а разумная и оправданная стратегия.

Одним словом, миры второго полюса соединяют лучшие черты реальной религии с привлекательностью сказочного волшебства. Этим они мне и нравятся.

Разумеется, всё выше написанное - не нападки на миры первого полюса и на авторов, которые их придумывают. Повторю ещё раз, я с удовольствием читал и перечитывал многие произведения, где всё обстоит именно так.

Это всего лишь мои личные субъективные предпочтения.

Но возможно, они совпадают с вашими.

литература, литературная магия

Previous post Next post
Up