Чудеса и магия, часть 1

Sep 27, 2023 11:10

В мирах фэнтези, как известно, есть магия ( Read more... )

литература, литературная магия

Leave a comment

deadkittten September 27 2023, 11:48:21 UTC

У Андрея Дашкова в "Звезде Ада" определённая магия (превращения) была дана святому пророку и распространилась через него. Церковь при этом использование этой магии в быту осуждает, как профанацию святого дара. (Но именно, что "осуждает", без серьёзного преследования практикующих.) Это где в таком спектре? (Кроме этой Церкви, там есть и другие религии и магии и вот они уже порицаются или преследуются.)

> уста и длань бога на земле.

"Пусть я - только пылинка на пальце Бога, но я пылинка на Его пальце!" (Андрей Дашков)

> когда человек, признавая реальность и силу богов, принципиально отказывается им поклоняться, несмотря на все плюшки.

- Приват-демонолог у Олди в "Гарпии", которые доказал, что демонов на самом деле не существует?

- Диггер у Урсулы Вернон, которая признаёт богов и магию, но относится к ним скорее презрительно ("В первый раз слышу, как кто-то отзывается о боге, с таким выражением, будто это грибок на ноге") потому, что боги капризны, магия имеет свойство выветриваться и только правильно поставленная инжинерия вечна!

> ( ... )

Reply

anairos September 27 2023, 12:03:41 UTC

Если есть магия, которая происходит очевидным образом от бога (богов), то это уже сразу ближе к первому полюсу. Но и не совсем он, потому что служение богу и вера в него для этой магии не обязательны.

Сравните, например, с "Искателями неба" Лукьяненко. Формально Слово было дано Искупителю и идёт от него. Но фактически это чистой воды местная магия - единственная, которая в этом мире работает - и от веры в Искупителя она никак не зависит.

У Олди в "Шмагии" вообще с религией довольно-таки сложно, и демоны больше относятся к сфере магии. Геенна Нижней Мамы, где они водятся и откуда их призывают демонологи - не загробный мир, а Иное Место, почти как у Страуда, хотя она и теснее связана с миром людей (демоны зарождаются там от неисполненных человеческих желаний).

Reply

deadkittten September 27 2023, 12:20:57 UTC

Да, это похоже на "ХБ/БУ" с тем отличием, что дар у Дашкова был "обретён святым во время отшельничества" без указания, кто же его дал, и что Церковь относится к его использованию неодобрительно; в то время, как у Лукьяненко Слово было подарено непосредственно Пасынку Божьему и Церковь его использование вполне одобряет.

У Лукьяненко больше обращает на себя внимание то, что их религия иудеев при этом никуда не пропала и её продолжают практиковать несмотря на Слово.

P.S. А вот богов в "Шмагии" как раз не видно совсем. Там всё познаваемо если не сейчас, то в будущем.

Reply

anairos September 27 2023, 12:35:37 UTC

С богами в "Шмагии" действительно не очень. Единственные, на кого с некоторой натяжкой садится это звание - Вечный Странник и Нижняя Мама, исполняющие в местной мифологии роль демиургов. Но у них нет культа, их только поминают в речи.

А вот религия есть. "Философские" ордены, посвящённые служению не богу, но идее, как чёрно-белые рыцари или Весёлые Братья. Культы гениев наподобие Добряка Сусуна, причём ведь Сусуна чтят не только обеляры, но и миряне. Какие-то другие тоже упоминались, хотя в Реттии их нет.

В основном религия там отделена от магии, но ритуалы тех же сусунитов, как нам сразу же объясняют, вполне действенны, хотя даже волшебники понятия не имеют, почему.

Reply

deadkittten September 27 2023, 14:05:08 UTC

Да. Но маги вполне выделяют "намоленные артефакты" которые способны "сгенерировать" мелкого гения местности и потом поддерживать его культ. Это для магов загадкой не является.

А так, согласен - религия там есть, а вот богов практически нет.

Reply

karpion September 27 2023, 13:55:58 UTC
В нашем мире религии продолжают существовать при том, что наука делает чудеса, а религии не могут. Потому что религии - про другое (прежде всего - про сбор десятины в пользу священнослужителей).

Reply


Leave a comment

Up