«Мор. Утопия» от студии Ice-Pick Lodge.
Один из интернет-обозревателей назвал её «величайшей игрой, в которую вы не станете играть». Я с ним согласен: это произведение настолько не для всех, что по сравнению с ним Dark Souls - эталон попсы.
Если у вас подходящий склад личности, «Мор» доставит вам изысканное наслаждение, умственное и эстетическое. Если нет - покажется запутанным и непонятным. Но в любом случае вам будет больно.
Там, где хардкорные игры вроде тех же Souls бьют вас под дых за каждую ошибку, «Мор» погружает в депрессию и безнадёгу, а последствия ошибки могут сказаться через два часа после того, как вы её совершили - и сделать игру непроходимой в принципе.
К счастью, чтобы обсуждать эту игру, играть в неё не обязательно. Я бы даже сказал наоборот: игровой процесс здорово мешает воспринимать мир и историю. Ты слишком отвлекаешься на лазание по помойкам, драки с бандитами, взлом дверей и прочие усилия по выживанию. Идеальный вариант знакомства с нею - просмотр подробного прохождения с комментариями знающего человека.
«Мор» поднимает множество глубоких и сложных тем, задаёт много вопросов - и не на все даёт сколько-нибудь удовлетворительные ответы. Но что особенно интересно для меня сегодня, создатели столкнули там два очень разных представления, что такое магия.
Они не просто придумали две магические системы, существующие одновременно и параллельно в одном мире. Это многие могут, и этим никого не удивишь - бывает и больше. Нет, оба эти представления взяты из реальной жизни. Именно этим магия и являлась, и является для великого множества практиков.
(Дальше будут спойлеры. Я предупредил, если что).
У классического «Мора» две с половиной сюжетных линии. Историю Самозванки Клары авторы не успели до конца продумать и проработать, и она настолько обгрызена, что о ней сложно сказать что-то определённое. А вот первые две - совсем другое дело.
Линия Бакалавра Даниила Данковского полностью посвящена той самой книжной магии, о которой мы говорили в прошлый раз. Это история волшебства - история попыток человека поймать невидимое, воплотить иллюзию.
Идеал, вокруг которого всё здесь крутится - утопия, предельное слияние самой возвышенной фантазии с самой низменной и приземлённой реальностью. Ближе к концу игры Данковский узнаёт, что Город, в котором происходит действие, был первой попыткой могущественного клана Каиных создать такую утопию.
Хватает там и других проявлений подобного волшебства.
Симон Каин изобретает «внутренние покои» - ритуальное пространство, где можно поговорить с умершими. Правда, их нельзя там увидеть - всё общение происходит как бы через занавеску.
Другие члены клана Каиных умеют отрицать себя, полностью отдавая свой ум и тело памяти об ушедшем, так что мёртвый говорит устами живого. Благодаря этому искусству нам удаётся пообщаться с Симоном, умершим ещё до начала событий игры.
Ева Ян жертвует собой, чтобы стать душой городского Собора - она верит, что только одушевлённое здание может вместить настоящее чудо.
Но главное чудо создают, конечно, братья Стаматины. Их творение - Многогранник, громада, нависающая над городом и держащаяся непонятно на чём - воплощение самой идеи книжной магии.
Многогранник - своего рода исполинская книга, он даже сделан из исписанной бумаги. Но если обычная книга способна на время погрузить тебя только в одну мечту - ту, которую задумал автор - то в Многограннике ты сам себе автор. Здесь ты можешь войти в любую свою фантазию наяву и оставаться в ней, сколько пожелаешь.
Правда, как оказалось, взрослые не могут пользоваться магией Многогранника - там обитают только дети.
Линия Гаруспика... слово «линии» вообще будет встречаться вам постоянно при прохождении за этого героя. Оно - ключевое для понимания всего происходящего с ним.
Артемий Бурах - выходец из степного народа. Вернее, сами они называют себя не народом, не племенем, а Укладом. Именно отсюда я позаимствовал сам этот термин, которым уже много лет с удовольствием пользуюсь.
Основа Уклада - представление о божественном теле. Земля - тело Быка, и всякое живое тело - подобие земли.
У тела есть линии, которым надлежит следовать. Разделить тело без понимания линий - святотатство, страшнейший грех, который только может совершить человек. Зато разделить его с пониманием - таинство, ритуал. Почти все ритуалы Уклада так или иначе связаны с этим. Сердце степи - исполинские Бойни, где и совершается это таинство.
Местные не убивают друг друга ни ножом, ни пулей - только голыми руками. Местные не копают колодцев, хотя вода из реки не годится для питья - пьют только из родников.
Среди степняков есть избранные роды знатоков линий. Их называют «менху», буквально «мясники». Низшим из них доверяют только забивать и разделывать скот. Высшим, среди них и семейство Бурахов, дозволено резать людей. Это и убийство, и хирургические операции, и даже гадание на внутренностях.
Но хотя любое тело священно, есть тела особые - те, в которых сила явлена особенным образом. Они наполнены магией, и без них никакого волшебства не сотворишь. Это и исполинские быки авроксы, и дурманные степные травы, и некоторые специальные люди... и, как выясняется впоследствии, то место, на котором выстроен Город. Он построен вокруг Боен - главного святилища степняков, и вся земля тут живая.
У Уклада даже есть специальное слово - удург. Буквально значит «тело, вместившее в себя мир». Микрокосм, если по-нашему. К концу игры Гаруспик обнаруживает сразу двух таких удургов и должен сделать выбор: спасти одного ценой убийства другого.
Бурах учился в Столице и сам не вполне разделяет верования своего народа. Но, вернувшись в Город, быстро понимает: всё это не метафоры, не иносказания. Любой образ непременно воплощается в грубую и зримую действительность. Даже в утробе земли ему приходится побывать в самом прямом смысле.
Там он узнаёт, что Многогранник - не великое чудо, которое нужно сохранить любой ценой, а страшное преступление. Бумажная громада держится на стальном шипе, вбитом глубоко в землю. Земля страдает, и это страдание прорывается в мир людей смертоносной язвой. Но из этой же раны можно набрать и чудесную кровь, на основе которой Артемий делает лекарство от болезни.
И то, и другое - несомненно, магия. Мир невидимый соединяется с видимым неслитно, нераздельно, неразлучно. Каждое событие есть слово, каждое слово - действие.
Но насколько же мир образованного, учёного книжного мага отличается от мира традиционного знахаря!
Один уверен, что может свободно творить, воплощая в мире свои фантазии, хотя бы на время. Другой следует линиям, проведённым во время оно, и знает, что никакое самовольство тут немыслимо.
Один знает, что реальность и воображение разделены, и магия позволяет их соединить, создав утопию. Другой - что они соединены изначально, и нужно лишь понять, как именно.
Один призывает потусторонние силы. Для другого эти силы не такие уж потусторонние - они прямо здесь, вокруг тебя, и никуда не уходили. Нужно лишь заметить это.
Я сам, как вы понимаете, человек книжного знания, и потому мне ближе волшебство утопистов, оперирующее абстракциями. Традиции Уклада - архаичные, дикие, жестокие, они пахнут землёй и кровью. Они запрещают творчество, объявляя свой вариант волшебства единственно реальным.
Однако в игре приземлённая магия Бураха оказывается эффективнее возвышенного волшебства Каиных и Стаматиных. По крайней мере, она единственная способна справиться с заглавным мором.
Да и в жизни куда успешнее творят чудеса те, кто свято верит в свою картину мира, а не те, кто постиг относительность любых представлений.
Книжная магия больше способна увлечь воображение в заоблачные выси, чем привлечь заоблачные силы в грубый видимый мир.
Она позволяет управлять умами. Наработки европейских магов легли в основу литературы и театра, рекламы и пропаганды, не говоря уже о психологии, полностью стоящей на них.
Она позволяет создавать «зеркальные измерения» - виртуальные миры, в которых человек почти перестаёт соприкасаться с реальностью, живя исключительно собственными представлениями.
Но рано или поздно любая иллюзия рушится, а власть над умами людей ничем не поможет, если приходится столкнуться с грубой действительностью. Чтобы совладать с нею, понадобится спуститься на землю - и даже зарыться в нё.
Однако же надо признать: хорошо написанная история с персонажами, которым хочется сопереживать - действительно намного лучший способ поведать людям о магии, чем любой учебник или методическое руководство.