Ещё в
статье о минимальной магической теории я писал, что, если говорить о практике, то магия - это то, что люди считают магией.
Практически что угодно может стать ритуалом единения с Той Стороной, если практик его таковым считает. Долгие пышные церемонии и мысленное повторение мантр. Работа с «внутренней энергией» (то есть телесными ощущениями) и жертвоприношение чёрного петуха хтоническим богам. Хлопок в ладоши перед синтоистским святилищем и христианское причастие.
Ритуал - тот же язык. Что угодно может стать сообщением, если все участники его понимают.
Это значит, что магия - не какие-то определённые действия или верования. И то, и другое - не магия, а то, с помощью чего люди её творят.
Магия - как волшебная сказка по Проппу. Все сказки подчиняются одним и тем же правилам, их сюжеты построены по одной и той же схеме. Можно сказать, что все они - вариации на тему единого сюжета о путешествии героя в иной мир.
Этот сюжет невозможно рассказать так, чтобы получилась «истинная», архетипическая сказка. Он - не более чем схема. Как только подставишь значения во все его переменные, получишь сказку - но она будет не более настоящей, чем любая другая.
Но невозможность далеко не всегда останавливает желающих попытаться. И на этом пути раз за разом происходит одно и то же.
Для христиан первых веков «настоящей» магией была гоэтия. Те практики, которые изложены в «Греческих магических папирусах» и других подобных сборниках. То есть ритуалы, основанные на призывах к демонам и подземным богам, на варварских именах и «словах силы».
Значит - заключили Отцы Церкви - магия и есть призыв демонов и тёмных богов. Все, кто практикует магию, делают именно это.
А что тогда с теми, кто вроде бы тоже практикует, но никаких демонов не призывает? В конце концов, астральная «магейя», использовавшая образы планет и знаков Зодиака, бытовала в одно время с демонической «гоэтейей», а Зодиак в то время считался не оккультным язычеством, а самой что ни на есть наукой.
А ничего - отвечали Отцы Церкви. Те, кто так делает, тоже призывают демонов, только сами об этом не знают. Поэтому их магия не такая могущественная, как у тех, кто служит силам зла добровольно и осознанно.
Эта точка зрения популярна и сейчас. Конечно, чтобы обосновать, каким образом экстрасенс общается с падшими ангелами (которых вообще нет в его картине мира), приходится приложить некоторое умственное усилие, но на этот счёт есть теории, порой довольно остроумные.
Но и «энергеты» поступают ровно так же. Магия есть управление энергией и создание энергетических структур. Значит, любой маг, который действительно что-то может - может это только потому, что управляет энергией, даже если сам не знает об этом. Хотя, конечно, его магия не так сильна и эффективна, как у нас - мы-то понимаем, как всё на самом деле, и сознательно действуем правильным образом.
Нет - говорят другие теоретики. Магия - это влияние сознания на материю. Чтобы добиться успеха, нужно как можно ярче представить себе желаемое и как можно сильнее этого захотеть. Такова древняя тайна, лежащая в основе всех магических школ, традиций и направлений, истинная сила всех чудотворцев. Если кому-то удавалось творить волшебство - значит, он поступал именно так, даже если сам об этом не догадывался.
Им возражают третьи. Всё дело в вере. Что угодно может стать магией, если ты веришь, что оно сработает. Все чудотворцы и колдуны, которым удавалось что-то сделать, добивались успеха только потому, что верили, что добьются. Даже те, чья традиция вообще не подразумевает никакой веры, а просто требует исполнять предписанные действия как можно точнее. Или даже прямо утверждает, что чем сильнее ты веришь в результат и ждёшь его, тем больше шанс облома.
В общем-то, это стандартный логический ход. Ты пытаешься дать определение некоторому явлению, но за бортом этого определения оказывается значительная часть определяемого.
У тебя есть два пути. Либо сказать, что всё, не попадающее в рамки - ненастоящее, и должно называться каким-то другим именем, либо, что оно на самом деле попадает в них, даже если с виду и не скажешь. Нужно только копнуть поглубже.
Основная задача здесь - придумать обоснование, как так получается.
Кстати, сам этот ход мысли тоже может быть ритуалом. Существует психотехника, основанная на нём.
Медитируя на избранном образе божества, преданный адепт постепенно начинает осознавать, что это божество есть в действительности Единый Истинный Бог, объемлющий собой вселенную. Все прочие боги - а то и вообще все прочие феномены мироздания - не более чем его аспекты и частные проявления.
Имя этого бога - универсальное имя, ибо он есть истинная природа всего сущего.
Самые примечательные результаты получаются, когда адепт берётся медитировать на образе себя. Ну вы поняли.