Почта духов

Apr 01, 2021 10:01

Когда я только начал исследовать европейскую магию, спиритизм казался мне чем-то несерьёзным. Примитивные верования, смешные салонные ритуалы, медиумы, которых постоянно ловили на фокусах... Куда-то в компанию не к гомеопатии даже, а к френологии и тому подобным модным увлечениям 19 века.

А между тем это, пожалуй, самое масштабное религиозное движение своей эпохи. Оно повлияло на пространство западного воображения не менее сильно, чем христианство до него.

Учение спиритизма настолько просто, что его можно изложить одним абзацем. Сознание человека способно жить, воспринимать и действовать без помощи тела. Духи умерших обитают в собственном невидимом пространстве, но могут проявляться и в нашем. Люди, особо чувствительные к сигналам «оттуда», служат медиумами (то есть посредниками) между людьми и духами.

Сеанс - не просто развлечение, а главный ритуал спиритизма. С его помощью миры соприкасаются, люди общаются с духами, а духи возвещают людям свою волю. Медиум - одновременно и жрец, и пророк этой религии.

Сторонники рационализма говорят, что в 19 веке наука окончательно победила религию. Но в действительности это значит лишь то, что христианская церковь утратила монополию на мировоззрение. На место отступившего христианства пришли другие религии, и в первую очередь - спиритизм.

Спиритами были многие выдающиеся учёные того времени. Бутлеров, Рише, Крукс, Лодж, Фламмарион... Легендарные супруги Кюри, нобелевские лауреаты по физике и химии, тоже отдавали должное этому движению. После смерти Пьера Мария пыталась связаться с мужем через медиумов.

Если подумать, это ожидаемо и логично. Спиритизм - предельно рационализированная религия. Он не требует ничего принимать на веру. У него нет собственного Уклада, требующего определённых норм поведения. Его ритуалы сопровождаются очевидными, наблюдаемыми явлениями иного мира. Он полностью свободен от суеверий и магизма.

Многие мыслители того времени были убеждены: перед нами начало новой эпохи, которая примирит религию и науку, веру и знание. Теперь мы можем научно доказать существование бессмертной души. Невидимая духовная реальность становится неоспоримым фактом естествознания.

Как остроумно подметил Джейсон Джозефсон в своём «Мифе о расколдованном мире», в 19 веке наука (science) и спиритический сеанс (séance) были соседями по комнате, а не врагами.


Спиритизм повлиял на науку - особенно науку о человеке.

Эдвард Тайлор, отец антропологии, провозгласил, что в основе любой религии лежит вера в невидимые духовные сущности. Этому определению в полной мере удовлетворял только спиритизм, но учёные его приняли и руководствовались им десятилетиями, а многие полагают так же и по сей день.

Но и наука повлияла на спиритизм, принеся в него экспериментальный метод. Учёные-спириты проводили сеансы - и с известными медиумами, и собственными силами - со всеми мерами экспериментальной предосторожности, со всеми инструментами контроля, какие могли придумать.

При этом оказалось, что для проявления паранормальных феноменов тренированный медиум вовсе не обязателен. Даже комиссия скептиков под руководством Дмитрия Менделеева добивалась впечатляющих результатов, которые никак не могла объяснить.

Впрочем, они и не пытались, поскольку все их опыты имели совсем другую цель - доказать, что медиумы жульничают. В результате химик Бутлеров и писатель Аксаков, поначалу принимавшие участие в работе комиссии, разругались с ней и отказались от дальнейшего сотрудничества.

Большинство исследователей в конце концов пришли к выводу, что духи умерших тут ни при чём. Паранормальные явления вызваны действием только одного духа - разума и сознания самого человека.

Парапсихология так и осталась маргинальной дисциплиной, а к концу 20 века и вовсе почти прекратилась. Однако само понятие психических способностей надолго - может быть, даже навсегда - проникло в наше пространство воображаемого.

Нас совершенно не удивляет, что персонажи фантастических романов, комиксов и фильмов могут передвигать предметы усилием воли, читать чужие мысли, предвидеть будущее. Человеку Запада гораздо легче поверить в такие способности, чем в силу заклинаний или закон подобия.

Психические силы выглядят уместными даже в сугубо научной фантастике, где нет ни волшебников, ни сказочных существ. Братья Стругацкие и Иван Ефремов, Фрэнк Герберт и Филипп Дик, Айзек Азимов и Роберт Хайнлайн, не говоря уже о Генри Каттнере...

Эти силы - магия, освобождённая от магии, так же как спиритизм, породивший их, был религией без религии. Раньше, чтобы творить чудеса, требовалось призывать духов или управлять потоками космических сил. Теперь достаточно тренированного ума (и, в некоторых мирах, врождённого таланта). Mind over matter.

Спириты противопоставляли себя оккультистам и враждовали с ними. Они, как и многие другие, считали магию архаичным суеверием, которому место только в деревне, среди грубых, невежественных и необразованных крестьян.

Сейчас можно сказать, что они одержали чистую победу над своими конкурентами. Даже сами оккультисты, если их просишь объяснить, как работает магия, чаще всего озвучивают, по сути, теорию психических сил - влияние сознания на материю.

Началось это ещё с Элифаса Леви, отца оккультизма. Он начал карьеру, когда спиритизм был уже безумно популярен. Сам Леви тоже участвовал в сеансах. Более того, по его версии, его наставлял дух великого позднеантичного мага Аполлония Тианского.

«Высшая магия» Леви совсем не похожа на классическую. Волей и воображением маг создаёт возмущения, вихри и устойчивые формы в астральном свете, великом посреднике, соединяющем всё и вся. Астральный свет передаёт их дальше, и они непременно отражаются в видимой реальности.

Если вам показалось, что это больше всего напоминает псайкану из вселенной WH40 - вам не показалось. Лишняя иллюстрация, до какой степени спиритизм отформатировал под себя наши представления о потустороннем.

массовая культура, научные парадоксы, религиозные штудии

Previous post Next post
Up