Некоторое время назад я написал статью
«Космическая религия». Там речь шла о том, что космос - в физическом смысле, то есть бесконечные пространства за пределами земной атмосферы - стал для современного человека одним из имён Бога. Это небеса, населённые богами - невероятно могущественными нечеловеческими сущностями.
Одни верят, что эти сущности, способные мыслить и действовать в галактических масштабах, благи и готовы поделиться своей силой с каждым, кто в силах вырваться из планетной колыбели и заявить о себе как о гражданине космоса. Другие - что они настолько чужды нам, что их нельзя назвать даже чудовищами. Третьи - что они создали и опекают человечество в каких-то своих, непонятных и непостижимых для нас целях.
Но даже те, кто не верит в космических богов, всё равно обожествляют сам космос. Способность выйти туда, подняться над океаном атмосферы во вселенское пространство, кажется им аттестатом зрелости человечества. Только космическая раса может считаться по-настоящему взрослой. Только научившись жить и мыслить космическими масштабами, человек обретёт истинное величие.
Логично было бы предположить, что обожествление космоса началось одновременно с космической эрой. Великий прорыв человечества породил новую религию.
На самом деле всё наоборот - это космическая религия породила космонавтику.
Константин Эдуардович Циолковский - «дедушка советской космонавтики» - был прежде всего оккультистом, а уже затем учёным-самоучкой. Он толковал Евангелия в свете «научной веры», считал себя пророком-учителем, равновеликим Христу, Моисею и Платону.
Циолковский верил, что всё в природе живо и одушевлено. Мир состоит из «живых атомов-духов». В неживой материи, косной и пассивной, атомы спят. В живых существах они пробуждаются. В мозге человека - обретают разум. Атомы, составляющие сверхчеловека, получают новые качества и способности, включая телепатию. Таково их вечное движение к свободе и счастью.
Провинциальный город Калуга в те времена был крупнейшим после Петербурга центром российской теософии. Там издавалось великое множество теософских книг - и Циолковский читал их. Теософские идеи оказали заметное влияние на его собственные мысли.
В то время идеи космической религии зарождались не только в России. О том, что людям суждено выйти к звёздам и покорить другие планеты, писал и астроном Камилл Фламмарион, и своеобразный мыслитель Карл дю Прель. Книги дю Преля уже тогда пользовались популярностью в России, и Циолковский их читал тоже.
Верил он и в космических богов, или ангелов - эфирных лучистых созданий, которые направляют развитие человечества. Более того, он уверял, что регулярно общается с ними. Нет, Льюис не читал Циолковского. Идеи часто приходят в несколько голов сразу.
По учению Циолковского, человечество должно выйти за пределы Земли, чтобы обрести вечное блаженство. На этом пути оно неминуемо эволюционирует. Путём суровой евгеники и отбраковки несовершенных существ люди превратятся в сверхлюдей, недосягаемо превосходящих прежнее человечество силой, разумом и красотой.
Следующий шаг - «лучистое человечество», сбросившее оковы плоти, преобразившееся в чистый свет и достигшее полного бессмертия и вечного счастья.
Это лучистое человечество станет со временем единственной формой жизни во вселенной. Любая болезнь, любое страдание должны быть истреблены - вместе со всеми, кто их причиняет, и всеми, кто способен их испытывать. Да, это значит, что совершенные люди будущего обязаны будут уничтожить всю прочую жизнь на всех планетах. Но ничего страшного, ведь смерти нет - вечные и бессмертные живые атомы просто рекомбинируют в новые, лучшие формы.
Сам Циолковский был вегетарианцем, но не потому, что жалел животных, а потому, что полагал - негоже человеку разума и духа соприкасаться с низменной животной природой. По той же причине люди будущего в его планах должны были полностью оказаться от полового размножения. Дева Мария была для него совершенной матерью - способной давать потомство и при этом свободной от скотских страстей.
И вот именно это учение подтолкнуло «калужского чудака» к теоретическим изысканиям, которые легли в основу реального покорения космоса.
Конечно, Циолковский - лишь вдохновитель, да и в России он стал широко известен только в семидесятых. Но и реализаторы космических программ интересовались паранормальными феноменами и эзотерическими знаниями.
Основоположники немецкого ракетостроения - инженеры Герман Гансвиндт, Герман Оберт и Макс Валиер - тоже были оккультистами. Валиер, например, придерживался учения, согласно которому вселенная - поле вечной битвы огня и льда. Он, как и Циолковский, считал космос живым и одушевлённым, и даже писал об этом книги.
В Америке одним из ведущих ракетчиков был Джон Уайтсайд Парсонс. В его честь (как и в честь Циолковского) назван кратер на обратной стороне Луны. Парсонс был вначале учеником, потом партнёром (во всех смыслах) Алистера Кроули, и несколько лет возглавлял американское отделение его организации O.T.O.
Иногда кажется, что чем усерднее поклонники разума пытаются развести науку, религию и магию, тем больше становится точек их соприкосновения и взаимного влияния. Даже там, где теории науки вроде бы не оставляют места ни для Бога, ни для чудес, чудеса правят бал, проникая в научную сферу через тех самых людей, которые эту сферу поддерживают и расширяют.