(no subject)

Aug 14, 2007 22:18

От жары не столько мозги плавятся, сколько воля разжижается. Работать днем невозможно себя заставить. А сейчас, к ночи, когда жара уже спАла - тем более в облом. В итоге измыслил себе занятие, чтобы не считать день пропавшим: стал разбирать черновики...

Ну нифигасе, до чего ж информационное постранство моей квартиры (вкл. жесткий диск, а также все столы, подоконники и прочие плоские поверхности) захламлено всякими незаконченными рецензиями и статьями, недорожденными стихами, и просто обрывками мыслей какими-то, впопыхах непонятно зачем записанными. Причем большинство этих начинаний явно никогда завершены не будут. Лень, да и просто незачем.

Но вот хочу поделиться одной такой находкой. Это обрывки рецензии на "2017" Славниковой, начатой полгода назад и брошенной без шансов быть законченной. Я теперь и забыл уже, о чем хотел писать, но тут с неким удивлением понял, что даже из этих двух отрывков (начало и, видимо, откуда-то ближе к концу) тот, кто хочет понять, что сие за роман, может кое-что для себя почерпнуть. Ну и тогда пусть лезет под кат.



Есть такое идиотское понятие: "дорожное чтиво". Имеются в виду те книжки в мягких обложках, что продаются в привокзальных ларьках. Соответственно, и понятие наполнено смыслом в мягкой обложке.
А я вот люблю читать в поездах! Законное безделье на верхней полке, не отвлекают тебя ни занудные звонки рабочие, ни текущие дела домашние...

...


Сосед по купе, увидев у меня в руках книгу с черными цифрами «2017» (остальное мелким шрифтом), немного недоуменно спросил: «О чем книга?» А я не сумел внятно ответить. И вправду, что ответить-то? «О жизни?» Ну, правильно, любая хорошая книга о ней. Вот только сосед, услышав подобное, хорошо если не обидится, но уж всяко подумает: эх, мол, что-то разговор не задается. «Детектив?» - все же спросит он (скучно ведь в долгой дороге без хорошей беседы). «Ну… вроде как нет…» - «Ну, значит, фантастика, небось? Утопия, да?» - «Наверное, что-то типа того… хотя не совсем… нет, в общем-то…» После чего сосед огорченно замолчит, убедившись, что поговорить с этим занудой, увы, не удастся.

В реальности подобного диалога не было. Был монолог. Мой. Минут на 15. О бренности бытия, подложности религиозного дискурса, выхолащивании истины из всего что только можно, и даже об идиотизме представлений о конкуренции как движущем факторе общественного развития. Когда бескостный язык привел меня наконец к неоспоримому выводу, что «православное государство» и «рыночная экономика» суть понятия несовместные, и надо бы нам разобраться, что мы строим, и строим ли вообще что-либо, - я вдруг заметил, что соседи поглядывают на меня с некоторой настороженностью, а на томик Славниковой - с опаской, не без оснований полагая, что если книга может привести человека в столь убедительно-больное состояние, то лучше бы держаться от них от обоих подальше…
И я замолчал. И не вступал в беседы до самой Москвы. Так и доехали.

...

Могу лишь утверждать: «Букера» Славникова получила заслуженно. В этом у меня нет никаких сомнений. И в то же время странно, что она его получила. Там что, в комиссии - сплошные рифейцы? Ведь для правильного восприятия книги остро необходимо любить и знать Урал! Без этого не понять, не прочувствовать той звенящей нотки - как в фильмах Сокурова - на которую нанизано повествование. Впрочем, это только мое мнение…

И ужас Достоевского, и злость Ницше, и пафос Б.Рассела, и трагизм Камю - на одном уровне переживания. На всем этом взошла горечь Славниковой. И породила у меня в башке неожиданные рассуждения, странным образом вправившие там ряд извилин, как вправляют позвонки, - что привело к явному облегчению Острого Хандроза, напавшего на меня прошлой зимой. Речь, собственно, все о том же: об идиотских дискуссиях, периодически вспыхивающих в блогах между когортами т.н. «верующими» и т.н. «атеистов», в тлеющие угли которых информационная среда периодически вбрасывает тему-пустышку, как порцию дров - и когорты принимается увлеченно ее пережевывать, и пламя злобного спора поднимается, пожирая сырые дрова и плюясь искрами.
... То есть, не о них, конечно, а в связи с ними.
А ведь все просто: «Если Бога нет…»

...

дыбр, прочитано

Previous post Next post
Up