7.2 Различные виды йоги
1 Распространяющаяся все еще философия йоги - это неправильно понятые фрагменты той йоги, которой учили в Атлантиде. Многое из того, что тогда способствовало развитию сознания, сегодня имеет атавистический эффект.
2 Целью джнана-йоги было развитие ментального сознания, целью бхакти-йоги было развитие эмоционального сознания, а целью карма-йоги было приобретение эссенциальных качеств. Из трех упомянутых видов йоги карма-йога наименее рискованна, поскольку она удерживается в пределах объективно воспринимаемого. Два других - субъективны, а субъективное сознание очень легко сбивается с пути в области неконтролируемого логикой воображения.
3 В брошюре, опубликованной в 1952 году на шведском языке и озаглавленной «Indisk mystik» (Индийская мистика), австрийский писатель Вальтер Айдлиц дает некоторые сведения о том, как Запад открыл индийскую литературу по йоге, а также приводит некоторые цитаты из Вед, Упанишад и Бхагавад-Гиты. Согласно Айдлицу, человеком, который ввел эту философию на Запад, был А.Г. Анкетиль-Дюперрон, который в Страсбурге в 1802 году опубликовал свой латинский перевод персидского труда «Oupnek’hat» (персидское искажение санскритского слова «Упанишада»).
Этот персидский труд был свободным переводом с санскрита, сделанным в Дели около 1656 года. Именно из латинского перевода Шопенгауэр черпал свое знание индийской философии.
4 Попытки датировать возраст этих писаний вызвали много головоломок. Как известно, индийцы лишены всякого чувства исторической хронологии. Существуют различные предположения, начиная от 6000 лет до нынешней эры до 700 лет нынешней эры. Истинный возраст писаний - это данность эзотерической истории. Ни один экзотерический исследователь не согласился бы с точными датами различных работ. Так что им придется продолжать гадать.
5 Блаватская возродила у индийцев общий интерес к изучению санскрита и Упанишад.
Тем самым она доходила до преувеличений, что вполне объяснимо, учитывая неприемлемое положение, в котором она находилась между планетарной иерархией и враждебной теологией и наукой. В ее жизни были моменты, когда она чувствовала себя «преданной и богом, и людьми», что, безусловно, является опытом, через который должны пройти все проводники («спасители») человечества. Тот, кто не был «повешен на кресте», подвергающийся издевательству всеми, не прошел окончательного испытания (с растворением постоянной каузальной оболочки, связующей его с человечеством), в котором первое я становится вторым я.
6 Агни йога, окутанная таким количеством ненадежных фантазий (как и все эзотерическое), никогда не станет экзотерической. Это метод, предназначенный для учеников планетарной иерархии. Ни одной оккультной секте это не будет доверено, хотя, конечно, будут предприняты попытки утверждать обратное.
Такое знание только для тех, кто жертвует всем ради служения человечеству и единству. Это жертва, на которую способны очень немногие и которая требует гораздо большего, чем то, что люди подразумевают под жертвой. Тогда индивид просто перестает существовать для себя и даже не задумывается о своем собственном развитии или вознаграждении какого-либо рода.
7.3 Невежество йогов
1 Необходимо ясно заявить, что философы-йоги не обладают знанием реальности и жизни и отнюдь не являются проводниками для человека. Им не хватает эзотерического знания, и они не способны судить о чем-либо, что относится к эзотерике. Они обладают знанием эфирного и эмоционального миров и в этом отношении находятся на одном уровне с ясновидящими. Но это не означает, что они обладают знанием реальности, но они неизбежно становятся жертвой своих собственных предположений в целом.
2 Только каузальное объективное сознание способно решать проблемы существования, поскольку оно предоставляет индивиду реальные факты (а не мнимые факты) и реальные идеи, идеи интуиции, единственно точные. Западный человек имеет все основания отвергать спекуляцию, о которой он не в состоянии судить и поэтому жертвой которой он рискует стать. Йога в важных отношениях находится на неверном пути. То малое знание реальности, которое есть в ней, - это то, что йоги взяли из эзотерики, неправильно поняв ее.
3 Философы-йоги используют понятия, которые находятся не только за пределами возможного человеческого опыта, но и за пределами возможного человеческого понимания. Они говорят об «атмане», и их определения показывают или, скорее, отсутствие определений показывает, что это понятие-построение, а не понятие реальности. «Скрытое, неведомое, вечное в человеке, атман - это отнюдь не то же самое, что Запад называет душой или духом.» Что же тогда подразумевается под «духом»? У различных авторов есть свои собственные определения относящихся к этому вещей, и тогда сделать опровержение им ничего не стоит.
4 Для индийского менталитета характерно то, что, сталкиваясь с любым опровержением, он всегда может ссылаться на другие системы, которые были разработаны в совершенно другие века и которые «утверждают нечто совершенно иное». Тогда остается только просить, чтобы эта система была представлена, чтобы опровергнуть ее, и действовать таким образом, добавляя опровержение к опровержению.
Ибо все они - фиктивные системы, и такие системы всегда можно показать ложными.
5 У тех, кто находится на стадии мистика, нет инстинкта к эзотерике с ее точностью во всех отношениях. Это верно даже для самых остроумных индийских философов.
Они приобрели полное ментальное сознание в 47:6, то самое сознание, в котором остроумие торжествует победы. Они устанавливают, что человеческий разум не может решить проблему реальности, и попадают на высшую эмоциональную стадию, где их необузданное воображение в сочетании со способностью эмоции терять себя в бесконечности истолковывается ими как союз с богом, брахманом или абсолютом.
6 Вера человека в свою рассудительность - это общая черта, которая наблюдается как у самых примитивных и невежественных, так и у самых образованных людей. Эта вера неизлечима. Интересно установить, что это верно даже для индийских раджа-йогов. Такой йог заявлял, что произведение, написанное 45-я, «свидетельствует о невежестве автора». «Это не может сравниться с пониманием философов-йогов.» Для эзотерика это достаточная информация о рассудительности даже лучших йогов и их вере в него, эмоциональной вере в авторитет.
7 Йоги еще не смогли стать каузальными я, а каузальные я не становятся йогами.
8 Каузальные или эссенциальные я, воплощающиеся в Индии, не следует путать с теми йогами разных родов, о которых западный человек может слышать. Эти йоги основывают свое учение на каком-то «святом человеке», который собрал вокруг себя учеников. Какие бы методы они ни использовали, они никогда не выходят за пределы стадии святого (47:6, 48:2). Они не обладают эзотерическим знанием реальности, не знают планетарной иерархии.
9 Йоги верят, что, применяя свои методы медитации, они могут достичь «атмана», а буддисты верят в то же самое о «нирване», тогда как они не достигают даже «наивысшего манаса» (каузального сознания, 47:1). Они отправляются в океан сознания без карты и компаса и смотрят на то, что они считают материком и местом своего назначения, тогда как для эзотерика это просто четко обозначенная шхера.
10 Йоги верят, что ментальный мир - это «нирвана». Они не знают о существовании планетарной иерархии и, конечно, не знают о существовании еще более высоких царств. Они не могут правильно истолковать сутры Патанджали, о чем свидетельствуют все их комментарии.
Как правило, они попадают в иллюзионистскую философию адвайты Шанкары и таким образом теряют себя в океане воображения эмоциональности. Патанджали может быть правильно истолкован только эзотериками.
11 Так же, как тот, у кого нет ментального сознания (массы в Атлантиде), не может понять, что означает это сознание и какое понимание оно дает, соответствующее относится к тем, у кого нет еще более высокого сознания: каузального, эссенциального и т. д. Не стоит говорить со слепым о цвете.
Однако для эгоистической воли к власти и самоутверждению характерно, что люди, затронутые ими, не хотят принимать факты, которые заставили бы их почувствовать потребность в приобретении бóльших способностей. Они отвергают знание высших видов сознания, так как иначе они не могли бы быть «богами». Никто не смог убедить Рамакришну, что он не бог и не продвинулся настолько далеко, насколько это возможно во вселенной.
Фикция о том, что человек может стать богом, - это, вероятно, последняя фикция, от которой откажутся йоги.Однако вскоре они откажутся от фикции метемпсихоза. Она является слишком компрометирующей. Признание существования планетарной иерархии будет для них самым трудным испытанием. Ибо когда они это сделают, ценность их религиозной литературы, или, скорее, их комментариев к Упанишадам, станет совершенно иллюзорной.
12 Индийцы будут последними, кто возьмет на себя хотя бы труд проверить состоятельность гилозоики. Кроме того, они мистики и никогда не достигали каузальной интуиции, сколько бы они ни говорили об интуиции. У них есть свои Упанишады и Патанджали, которые они считают, что могут истолковать, и эта вера парализует их рассудительность.
13 В последнее время они поняли так много, что начали отказываться от доктрины метемпсихоза в пользу перевоплощения. Но они не понимают, почему человек не может стать животным. У человека есть каузальная оболочка, которой нет у животного, и эта оболочка на границе пятого природного царства никогда не входит в животный организм.
14Следует предвидеть, что они незаметно будут учиться одному за другим у эзотерики, в то же время как они не могут слишком много жаловаться на этот «грубый и странный культ». Как видно, озлобление глубоко даже в этих кругах, и бранные слова сыплются градом. Главное - отпугнуть людей от самостоятельного изучения вопроса и в то же время заложить основу твердого общественного мнения.
15Другой характерной чертой является утверждение индийцев о том, что Пифагор получил свое учение из Индии. Сравнение показывает, что любое такое утверждение свидетельствует о грубом невежестве.