7 ЙОГА
7.1 Индийский менталитет
1 Индийцы имеют естественную склонность жить в сфере эмоционально-ментальных фикций. Эмоциональное мечтание является для них жизненной потребностью. Ежедневно строятся новые фиктивные системы, показывающие наслаждение логикой, непостижимой для жителей Запада. Это одна из причин того, что буддизм с его трезвым, деловым отношением к жизни не приобрел большого числа последователей в Индии.
2 Философы йоги являются типичными примерами индийского менталитета, который в основном живет в аспекте сознания, в отличие от западных исследователей, которые занимаются аспектом материи. Если бы йогов можно было освободить от некоторых, по-видимому, неискоренимых фикций, которые сбили с пути все их мышление, их гораздо легче было бы принять в ученики планетарной иерархии.
Их «самореализация» - это закон самореализации, совершенно неправильно понятый. Их «самадхи» удерживает их в высших областях эмоционального мира, которые они считают «нирваной». Их неправильное представление о «кундалини» влечет за собой неправильное оживление центров эфирной оболочки. Их вера в то, что эволюция достигла своей конечной цели в человеке и что человек может стать богом, слиться с Брахманом (вселенской душой) и т. д., окончательно блокирует их дальнейшее развитие сознания, не позволяя им стать каузальными я.
3 Философия йоги во многих отношениях является продуктом спекуляций воображения. Ясновидение не дает возможности исследовать аспект материи высших миров. И без этой основы знания те выводы, которые могут быть сделаны из опыта в эмоциональном мире, остаются просто гипотезами. Это подтверждается и тем, что существует так много взаимно противоречащих философских систем. Единственная система знания, которая согласуется с реальностью, - это гилозоическая, и она никогда не допускалась к экзотерическому изучению в Индии.
4 Однако между западными и индийскими спекуляциями можно установить заметную разницу. В то время как догматическая и схоластическая или так называемая критическая философия сделала западных философов невосприимчивыми ко всему, что касается сверхфизического, индийцы, конечно, восприимчивы к этим реальностям и связанным с ними возможностям.
5 Так же, как на Западе духовенство и ученые, профессора и другие пророки сохранили за собой право решать, что считать истинным, правильным и точным, то же самое положение дел преобладает в Индии. Кроме того, брамины или жреческая каста ревниво следили за тем, чтобы посторонние не читали их так называемые священные писания.
К тому же, существовал лишь небольшой риск того, что их вообще кто-нибудь поймет, поскольку они были написаны на языке, на котором больше не говорили. Только посвященные знали, что символизм этой литературы может быть понят только посвященными орденов знания.
6 Сами индийцы сделали пропаганду своего мировоззрения на Западе только после того, как это начали делать Вивекананда, Тагор и другие. Это отношение связано с древним воззрением браминов о том, что индивиду не нужно проповедовать истину реальности, так как он в каком-то одном воплощении будет развиваться так далеко, что он будет искать истину, а тогда и найдет ее. Пока он не сделает этого сам, он будет неправильно понимать истину, если она будет дана ему. Когда он будет готов искать истину, он родится в среде («касте браминов»), снабжающей его принципами, требуемыми для понимания.
7 Если западные люди слепы к сверхфизической реальности, то индийцы слепы к необходимости делать все возможное, чтобы устранить невежество, несправедливость и страдания в мире. То, что индийцы в прошлом не осознавали этого и ничего не делали для служения жизни и развитию, объясняется их полным неправильным пониманием учения о карме. Они также считают, что человек получает от жизни то, что он заслуживает.
Если человек страдает, то у него плохой посев, который должен быть пожат. Если он невежествен, то он не в состоянии родиться в наивысшей касте, и поэтому он должен ждать, пока не сможет сделать это в каком-то отдаленном будущем.
8 Следует отметить, что брамины, как правило, изучают Веды и Упанишады, но не являются посвященными какой-либо школы тайного знания.
9 Поскольку всякое знание реальности понимается неправильно, знание закона перерождения, конечно, было идиотизировано и в Индии. Помимо того, что индийская теория метемпсихоза абсурдна и невозможна, поскольку человек - это индивид, обладающий каузальной оболочкой, которая не может воплотиться в животное, знание множественности повторяющихся жизней вызвало другие трудности.
В своем невежестве индийцы воображают, что у них «много времени», что несколько воплощений более или менее «не имеют никакого значения», и поэтому они довольствуются «созданием как можно меньшей плохой кармы», надеясь на лучшее. Но закон я и закон судьбы подразумевают нечто иное.
Тот, кто обладает некоторыми знаниями и не применяет их, совершает роковую ошибку упущения. Такая глупость может стоить ему многих воплощений, и отнюдь не приятных. В лучшем случае он лишится возможности улучшения условий и более быстрого развития сознания. Многое в индийской ситуации объясняется именно этим.
10 Индийская нация является ярким примером того, как может быть неправильно понято учение о перерождении и «карме». Этот народ, некогда далеко опередивший другие народы в развитии своего сознания, постоянно отстает. Кастовая система, первоначально предназначавшаяся для облегчения эволюции путем соответствующего распределения труда между людьми на разных стадиях развития, выродилась в противодействие этой эволюции.
Как всегда, «жреческая каста» была самым серьезным препятствием из-за своего желания править и сохранять свои привилегии; жреческая каста невероятно образованных идиотов, напичканных фикциями, которые жизненное невежество извлекло из неправильно понятой символики санскритской литературы.
Эта жреческая каста изгнала учеников Будды из Индии и сорвала попытку Будды осуществить социальную и духовную реформацию, причем социальная реформация была необходимым следствием духовной. К сожалению, надежда Будды научить своих последователей здравому смыслу (условие всякого истинного понимания) не удалась, и буддизм тоже выродился в глупую доктрину, догматизм, который больше не может быть принят здравым смыслом, что привело к различным истолкованиям очевидного.
Здравый смысл - это наивысший вид разума наивысшая инстанция во всех вопросах веры; так учил Будда. И он также учил, что каждый обретет здравый смысл в процессе развития сознания через множество воплощений. Тот, кто придерживается здравого смысла, развивается быстрее всех. Тот, кто отказывается подчиняться здравому смыслу, совершает самую серьезную ошибку в своей жизни и увеличивает число своих воплощений.
11 Некий человек считал, что он сам виноват, так как был настолько глуп, что воплотился вместе со всеми теми кланами на низших уровнях стадии цивилизации, задачей которых является разрушение существующей культуры. Он, по-видимому, не учел того, что мы развиваемся, помогая тем, кто не знает жизни, достичь лучшего понимания.
12 Кастовую систему учредил Ману по двум причинам. Одна из причин заключалась в том, что необходимо было предотвратить смешение арийской, атлантической и лемурийской рас.
Другая причина заключалась в том, что четыре касты, учрежденные им, должны были облегчить работу властей судьбы, определяющих воплощения, чтобы индивиды, принадлежащие к четырем стадиям развития, воплотились в подходящее для них окружение, соответствующее их различным потребностям жизненного опыта и возможностям развития сознания.
Однако в течение тысячелетий это в конечном счете привело к «духовному» упадку: к гордости у высших каст и к зависти у низших каст, так что пренебрегали благожелательностью ко всем людям и правильными человеческими отношениями. Согласно закону посева и жатвы, эти проявления ненависти мешали властям судьбы в течение последних двенадцати тысяч лет осуществить план воплощения индивидов в кастах, к которым они на самом деле принадлежат.
13 Когда стало общеизвестным, что двум непосвященным европейцам было разрешено переписываться с двумя «риши», многие брамины вообразили, что им тоже следует разрешить это. Они получили заслуженный ответ от 45-я М. («Письма Махатм к А.П.Синнетту», письмо № 134): Только когда они полностью откажутся от своих старых суеверий, своей касты, своих обычаев, своей эгоистичной исключительности.
Брахманизм выродился в еще одну религию с большой помпой, религию, которая буквально пахла идолопоклонством, принятым массами и молчаливо, если не намеренно, поощренным теми, кто извлекал выгоду из невежества масс. Праотцы браминов изгнали из Индии последователей единственно истинной религии на земле, и до тех пор, пока они не обратятся в буддизм, у них не будет никакого шанса услышать что-либо от планетарной иерархии.
14 Следует рассмотреть еще два факта:
15 Когда в Индии стало известно, что западным людям разрешили изучать Веды и т. д., едва не вспыхнуло восстание. Так велико было негодование, что варвары получили доступ к этим знаниям.
16 То, что западные люди относят Индию к числу неразвитых стран, не способствовало воспитанию уважения к индийскому миро и жизневоззрению.
17 Это всего лишь некоторые точки зрения для иллюстрации огромной разницы между западным и индийским менталитетом, разницы настолько огромной, что Киплинг смог выдвинуть свой лозунг: «Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и никогда они не встретятся.»
18 У людей есть неизлечимая склонность все усложнять. Все это так просто, что выше понимания ученых, которое противоположно здравому смыслу. Очень мало нужно, когда однажды человеку удалось освободиться от всех иллюзий и фикций учености. Используя здравый смысл, праведность и чувство единства (чувство того, что все составляет единство в жизни, что ненависть - это все, что не любовь), жизнь в физическом мире могла бы стать раем. Это слишком просто для ученого.
Но это та религия, о которой согласны мудрецы всех веков: религия любви и здравого смысла (мудрости). Мы должны прекратить споры о том, какую общую рабочую гипотезу следует считать наиболее подходящей. Она никогда не может быть ничем иным, как гипотезой, поскольку вера и убеждение остаются субъективными до тех пор, пока индивид не достигнет каузального мира и не сможет сам установить факты в трех мирах человека (физическом, эмоциональном и ментальном). Это осознание освободит нас от того, что в настоящее время является одним из наших самых характерных качеств: нетерпимости, одного из бесчисленных проявлений ненависти.
Еще одним доказательством недостаточности современного психологического понимания является то, что они даже не смогли понять, к чему следует относить выражения эмоционального привлечения и отталкивания. Они едва ли открыли, что сознание - это один из трех аспектов реальности. И, вообще-то, все, что не может быть установлено экспериментально, - это домыслы невероятно примитивного рода.