Цветы модерна в московских переулках - Часть 2

Apr 16, 2014 16:02

9. В Мансуровском переулке нельзя пройти мимо дома №9. Это Дом Мастера. Этот небольшой деревянный дом на белокаменном подвале принадлежал друзьям М.А. Булгакова Топлениновым. Здесь он часто бывал, а порой и оставался на ночь в специально отведённой ему комнатке в полуподвале. И именно этот дом он описал в «Мастере и Маргарите» как дом Мастера ("две комнаты в подвале маленького домика в садике"). Кстати, дом до сих пор жилой.
Владельцу этого дома Сергею Топленинову одному из первых писатель читал свой роман. "Так это ты наш подвал описал?" - изумился хозяин. "Тс-с!" - улыбнулся Булгаков и поднес к губам палец. Дочь Кекушевых вышла замуж за сына Топлениновых и переехала к ним жить. Родители вначале были сильно против.





10. В следующем доме №11 по Мансуровскому переулку располагалась третья студия МХАТа, переименованная в 1926 году в театр имени своего основателя и руководителя - Евгения Вахтангова. Актриса театра Вахтангова Цецилия Мансурова (легендарная первая исполнительница роли принцессы Турандот, настоящая фамилия - Воллерштейн) взяла псевдоним в честь переулка, где располагался театр. В 1984 году Эльдар Рязанов снимал тут «Жестокий романс», это был дом Огудаловых. В особняке и по сей день живут потомки Кузнецова, одного из владельцев.

11. Доходный дом Исакова, Пречистенка, 28
Старая застройка была снесена, а на ее месте вырос 5-6-ти этажный доходный дом по проекту архитектора Л.Н. Кекушева (львиные маскароны). В 1906 году дом был продан петербургскому купцу И.П. Исакову и под именем владельца вошел в историю архитектуры начала ХХ в., как один из интереснейших образцов стиля модерн. Классическая трехчастная композиция (боковые оси - эркеры, а центр - лоджия с балконами) трактована тут в стиле модерн, с присущими ему динамичностью и скульптурной выразительностью. Лепной декор придает верхнему этажу вид декоративного фриза, в центре которого помещено круглое слуховое окно в обрамлении двух женских фигур. Они держат в руках книгу и факел, символизируя собой науку и просвещение. Завершает фасад мощный выступающий карниз криволинейной формы. Первоначально на кровле размещалась скульптура, теперь она утрачена. Примечательно, что оконные переплеты в каждом этаже имеют свой рисунок. Боковые фасады дома проработаны меньше, а фасады, выходящие во дворики, и вовсе не имеют декора. Парадная лестница расположена в центре здания, разделяя его на две части, которые смещены по отношению друг к другу на пол-этажа, что позволили использовать все лестничные площадки для входов в квартиры, а также возвести в задней части дома дополнительный шестой этаж. Пространство лестничного холла освещалось стеклянным фонарем с ажурными переплетами. Иван Павлович Исаков владел домом до революции, с 1925 года здесь было жилищное товарищество и проживало 365 человек. Сейчас это жилой дом, имеющий статус объекта культурного наследия федерального значения, с весьма дорогими квартирами, всего 20 квартир, 4 квартиры на каждом этаже, как и до революции. Кабанчик, керамическая облицовочная плитка для наружных работ, замазана краской.



12. Особняк Медынцева, Померанцев переулок, 6 (ранее Троицкий переулок, по имени Церкви Троицы Живоначальной, что в Зубове, снесена в 1932 г.). Особняк Медынцева располагается в Москве, в Померанцевом переулке. Когда-то большая часть правой стороны переулка находилась в собственности Трубецких, а на месте нынешнего особняка находился небольшой одноэтажный дом с флигелем. В октябре 1889 года в этот домик из села Фроловского переехал П.И. Чайковский. Это была последняя московская постоянная квартира композитора, затем во время своих визитов в Москву Чайковский останавливался в гостиницах.
В 1907 году вместо старого домика архитектор Ф.Ф. Воскресенский построил здание, известное как особняк Медынцева. Воскресенский приобрел популярность, благодаря своей работе на страховое общество "Россия" (1905-1910 гг.). Особняк Гельтишевой в Среднем Овчинниковском переулке - еще одна работа этого архитектора. Особняк выполнен в стиле модерн с использованием декоративных мотивов, присущих английской и шотландской архитектуре, в частности произведение Чарльза Макинтоша. Медынцев планировал разместить в здании свою богатую коллекцию мебели, произведений живописи и фарфора.
Особняк Медынцева - один самых красивых в Москве. Согласно правилам модерна, здание в плане ассиметрично, особенно это заметно, если смотреть на расположение главного входа по отношению к арке с тремя окнами. Правая часть дома короче, она чрезвычайно насыщена всевозможными декоративными деталями. Левая часть дома более длинная, и несет на себе гораздо меньше архитектурных украшений, что уравновешивает общее впечатление от дома. К отличительным чертам модерна, которые можно заметить при осмотре здания, относятся также окна разной формы и величины, кованые решетки парапета и ограды, фигурные аттики. Над окнами верхнего этажа тянется фриз из темно-бирюзовой майолики. Над аркой входа также размещено майоликовое панно с растительным орнаментом. Сверху и снизу окон первого этажа находятся рельефные изображения чертополоха. Согласно первоначальному замыслу дом был выкрашен в бирюзовый цвет, а затем его перекрасили в бледно-желтый. Всего в здании 4 этажа (из них один полуподвальный и один чердачный)



В 1919 году в особняке Медынцева начал работу "IV Пролетарский музей", в котором выставлялась экспозиция произведений искусства и мебели, ранее принадлежавшая Медынцеву. Музей проработал недолго. После того, как его расформировали, в особняке разместилась миссия Нансена или "Международный комитет помощи голодающим России". Миссия Нансена начала свою деятельность в 1921 году. Тогда зарубежные страны прислали молодой советской стране около 5 миллионов пудов продовольствия и более 40 тысяч пудов медикаментов. Организация, которую возглавил Нансен, выдала 250 миллионов суточных продовольственных пайков. За эту работу, спасшую жизни нескольких миллионов людей, известный полярный исследователь был награжден Нобелевской премией мира.
Когда, несмотря на продолжавшийся голов в отдельных регионах страны, советское правительство в 1923 году отказалось от зарубежной помощи и закрыло нансеновскую миссию, бывший особняк Медынцева передали французскому посольству, которое размещалось здесь до 1938 года. Затем в здании располагались Институт мозга. В период с 1954-1955 год в доме находилась квартира Председателя Совета Министров СССР Георгия Максимилиановича Маленкова. В конце 1950-х и до начала 1970-х годов особняк Медынцева занимала резиденция посла Кубы. Затем достаточно долгое время вплоть до 2010 года в здании работало посольство Гвинеи.
В мае 2012 года Комиссия при правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия ("сносная комиссия") на очередном своем заседании выдвинула предложение включить особняк купца Медынцева в Померанцевом переулке в реестр памятников культурного наследия.

13. Померанцев переулок, 7. Доходный дом С. И. и А. А. Мелетиных (1911, перестроен)
Выполнен по проекту архитектора В.Е.Дубовского при участии художника-керамиста П.К.Ваулина по заказу дворянина, адвоката и благотворителя Александра Аполлоновича Мелетина и его жены Софьи Ивановны (в девичестве Волохиной). Дом построен для сдачи квартир в наем представителям «среднего класса». К слову, в период расцвета модерна, особенно перед Первой мировой войной, строительство доходных домов было довольно актуальной тенденцией. Многие хотели жить в красивых особняках в центре города, но не все имели достаточные средства для этого - даже довольно обеспеченные люди не могли себе позволить такую роскошь. По сравнению с изящными частными особняками, доходные дома были довольно громоздкими (до шести этажей) и, разумеется, уступали в богатстве отделки и количестве декоративных деталей. Но доходный дом, построенный В.Е. Дубовским, представлял собою приятное исключение из правил, т.к. здание было весьма и весьма симпатичным и аккуратным. Талант и фантазия Дубовского, являющегося автором знаменитого «дома с рыцарями» на Арбате, и здесь проявились с присущей им самобытностью и оригинальностью. Глядя на фото 1912 года, запечатлевшее дом Мелетиных, в воображении невольно всплывают образы рыцарских замков и средневековой готики. К огромному сожалению, от внешнего вида считавшегося когда-то одним из самых красивых зданий Москвы почти ничего не осталось. Изначально трехэтажный в плане дом в 1920-х годах был надстроен еще двумя этажами, значительно исказившими облик здания, скравшими весь его колорит.



Нет уже ни фигурных аттиков, ни башенки с куполом. Декор первых трех этажей, до линии первоначального карниза, в целом сохранен, за исключением некоторых элементов, но находится далеко не в самом блестящем состоянии - фасады дома находятся в аварийном состоянии, хотя внутри здания был проведен ремонт. Что ж, несмотря на плачевное состояние стен, не будет лишать себя возможности рассмотреть те элементы позднего модерна, что предоставлены сейчас нашему взору и что некогда составляли вкупе с утраченными незаурядный облик этого доходного дома.

Композиция здания асимметричная, ритмически сложная, богатая оригинальными лепными деталями. Эркеры дома различны по форме, фасад дополнительно расчленен тонкими многосоставными и простыми колоннами и раскрепованными пилястрами. Над аркой, между двумя оконными проемами находится скульптурная эдикула, обрамляющая небольшую нишу в стене.

Главный вход в дом эффектно оформлен грубо отесанными гранитными квадрами. Интересно, что на двух декоративных полочках при входе до реконструкции здания в 1980-х годах располагались скульптуры (одну из них довольно отчетливо видно на фотографии 1912 года).
Очень необычно облицован мелкой бурой фаянсовой плиткой низ первого этажа, ее композиция графически сложна по своему виду и изображает стены крепости, если присмотреться, можно разглядеть даже флаг над башней.
Балконы здания получились различными по декору: на втором этаже они украшены скульптурными решетками, изображающими переплетающихся кольцами змей, а решетки верхних балконов, пристроенных при реконструкции дома, лишь примитивно повторяют их. Под одним из балконов второго этажа сохранилось майоликовое панно с растительным рисунком (художник П.К. Ваулин).
Помимо всего перечисленного, фасады дома Мелетиных украшены разнообразными скульптурными рельефами животных и фантастическими масками, похожими на ритуальные маски древних майя и ацтеков.

Из представителей животного мира на фасаде мы можем увидеть быков, павлинов, саламандр, змей и даже драконов, правда, для того, чтобы их обнаружить, нужно хорошенько присмотреться, поэтому будьте внимательны, если хотите поближе познакомиться с этими «обитателями» дома.

информация, iwalkaroundmoscow, гадомбудубудугидом, Я-гид, МОДЕРН

Previous post Next post
Up