Итак, вы сдали теорию и просрали почти месячную зарплату на практику с инструктором. Самое время сдавать экзамен по вождению.
Если написать про тесты и само вождение с инструктором было легко, то вот про сам экзамен я до сих пор вспоминаю с содроганием. Если чё, то в отличие от теории практику сдала я нифига не с первого раза :-)))
Итак, экзамен. Он длится где-то 40-45 минут. Начинается он с зачитывания прав подписания декларации, что машина, на которой я сдаю экзамен, застрахована по правилам и что я живу на острове больше 185 дней. Кстати, сдавать можно и на своей машине, двойные педальки необязательны. Потом тебя спрашивают, хочешь ли ты, чтобы твой инструктор 1) сидел на заднем сиденье и 2) присутсвовал при "разборе полетов" после экзамена (я выбирала Нет-Да, потому что 3 человека в машине это уже тяжеловато для 1.2 литровой тачанки). После этого тебя выводят на улицу, ставят в определенное место и просят прочитать номер припаркованной машины. Так как машин там много (в том числе и те, кто приехал на тест), выучить номера не представляется возможным.
Кстати, если у вас плохое зрение, фоткаться в позорной оправе не надо, просто заполняешь все свои болячки в анкете, и в правах пишется только код болячки. В моем случае это близорукость. На дороге тебя имеют право остановить и проверить зрение (точно также, как перед экзаменом). Если не прочитаешь номер или откажешься читать - штраф в виде penalty points. Как только твои points достигают
определенного значения, права у тебя отбирают :-))) В общем, лучше не рисковать. Но я вожу в очках и у меня в правах написан код близорукости, так что ко мне это не относится.
Итак, после проверки зрения тебе задают один show me question и один tell me question. Что это такое, можно посмотреть
вот здесь. Вкратце - это на знание безопасности, машины и как ей вообще пользоваться, там противотуманки, замена масла и пр. Если не ответишь, или ответишь неправильно, это будет один minor driving fault. А вот эти driving faults, это, кстати, самое интересное.
За весь экзамен можно набрать 15 driving faults, чтобы сдать. Их будут помечать в специальной форме, которая называется driving test report и выглядит вот так. Кому интересно, не поленитесь, изучите, там как раз очень понятно, за какие ошибки можно завалить экзамен.
Так вот, прямоугольные белые поля - это там, где отмечаются minor faults, в следующий белый квадратик справа пишется, сколько ты их набрал за определенный вид косяка, а вот 2 других квадратика, графы S и D, это serious и dangerous faults. Как только экзаменатор ставит тебе галочку в одном из этих квадратиков, готовь деньги на пересдачу. Кстати, одна попытка стоит £63 плюс за аренду машины твоего инструктора, обычно это 2 часа - час перед тестом, все откатать-напомнить, и где-то час сам тест плюс довезти тебе до места назначения после теста. В общем, получается где-то £100 за попытку.
Итак, после того, как ты ответил на вопросы, начинается само вождение. Оно состоит из 2 частей и маневра. Первая часть - это когда экзаменатор говорит тебе, куда ехать. Вторая часть - это когда тебе либо дают диаграмму, на которой нарисовано, куда ехать, либо говорят что-то вроде "follow the signs/directions to XXX", и ты едешь по указателям до тех пор, пока экзаменатор не скажет, что это все. Понятно, что раз надо ехать по указателям, то вторая часть происходит на окраине города, но никогда не доезжая до трассы (ученикам нельзя на шоссе), но ограничения на окраинах обычно такие же, как на трассах - 50-60-70 миль в час. Это сделано для того, чтобы удостовериться, что ты можешь не только на узких улочках уступать дорогу встречным машинкам, но и умеешь управляться с машиной на высоких скоростях (помним, они здесь
любят roundabouts, а на них обычно нужно снижать скорость где-то до 40 миль/ч, а потом набирать либо до прежней, либо до того ограничения, знак о котором висит на съезде с кругового движения).
А теперь что такое маневры. Их всего 4, на экзамене попадется один, рандомно, по желанию экзаменатора. Первый маневр - это right bay parking, по-другому - парковка на стоянке. Попасть в отведенное место надо с первого раза. Если припарковался не совсем посередине между разметкой, есть один шанс исправить по правилу: вывернуть руль-вперед-вывернуть руль обратно-назад-тормоз-ручник-нейтралка. Не смог - не сдал. Второй маневр - это parallel parking или reverse parking, когда надо припарковаться задом за стоящей на обочине машиной параллельно бордюру. Здесь еще хуже, потому что расстояние от колеса до бордюра не должно быть больше 15-20 см (помним, улицы здесь узкие, если растопыриться в метре от тротуара, машины просто не проедут мимо, потому такие жесткие требования к расстоянию). Если припарковался слишком далеко от бордюра - опять один шанс исправить по той же схеме. Если при парковке ударился об бордюр, в 9 случаях из 10 - не сдал. Этот 1 случай из 10 (кстати, он был у меня на экзамене, и мне за него поставили только minor fault) - это когда ты настолько медленно паркуешься, что колесо не ударяется об бордюр, а слегка в него упирается, тогда дается один шанс исправить. Третий маневр - это three point turn или turn in the road, по нашему разворот на дороге на 180 градусов. Тоже нельзя трогать бордюр, ни передним колесом, ни задним (особенно задним!). Четвертый, и последний, маневр - это reverse round corner, не знаю как поточнее по-русски, это когда с главной дороги даешь задом на побочную, чтобы потом поехать в том направлении, откуда приехал. Здесь от бордюра надо быть на расстоянии открытой двери, где-то полметра. Если ближе - то все зависит от высоты бордюра и левой пятки экзаменатора. Можете себе представить, какой должен быть контроль сцепления для того, чтобы соответствовать требованиям?! Ну и да, во время любого из четырех маневров надо 5(!) раз сделать blind spot check, не останавливая машину, то есть вертеть еблом по сторонам, ну и конечно же контролировать ситуацию сзади через зеркала (помним, мы на реальной дороге, не на автодроме).
Помимо маневров в экзамен обязательно входят: а) roundabouts круговое движение, б) right turns/cross roads повороты направо (это как у нас налево) на (не)регулируемом перекрестке, в) changing lanes перестроение в городе и на дорогах ведущих к трассам (на большой скорости), г) join main road from slip road at national speed limit присоединение с побочной дороги к дороге с максимальным ограничением скорости (70 миль/ч), д) one way streets одностороннее движение, е) hill start трогаться в горку, ж) stop junction блин, не знаю, когда знак Стоп висит в конце дороги перед поворотом налево или направо. Обычно это еще совмещено с hill start, когда такой знак висит на дороге идущей в гору, з) meeting это как раз узкие улицы с припаркованными машинами, и и) overtaking - это обгон, в основном автобусов, обычно совмещается с changing lanes.
В общем, тест заканчивается там же, где и начинался, в тестовом центре. Экзаменатор подсччитывает количество minor driving faults, и если их количество не превышает 15, и не было ни одного S или D, то ты один из тех ~40% (чуть меньше для моего города) из всех пришедших, что сдают тест. Эти 40% - это средний "проходной балл", грубо говоря из 10 человек, пришедших на тест, сдадут максимум 4. Остальные - до скорой встречи. Заново забронировать тест можно не раньше 10 рабочих дней после провала. Правда потом можно проверять онлайн, не отказался ли кто от экзамена и перебронировать не более раннюю дату. В случае успешной сдачи тебе выдается practical driving test pass certificate, по которому можно ездить независимо сразу после сдачи теста, а в течение 20 дней присылаются нормальные права.
Ну вот это и всё про экзамен. В лучших традициях моего журнала я должна исчезнуть где-то на месяцок, а потом найти время и желание написать, как я покупала и страховала машину.