Сьюзен Зонтаг "Заметки о кэмпе". Часть 1

Nov 21, 2012 15:35

Предельное выражение Кэмпа: это хорошо, потому что это ужасно....


Сьюзен Зонтаг

«Мысль как страсть». - М., 1997.

СЬЮЗЕН ЗОНТАГ

ЗАМЕТКИ О КЭМПЕ

В мире есть многое, что никогда не было названо; и многое, что даже будучи названо, никогда не было описано. Такова чувстви­тельность - безошибочно современная; разновидность" извра­щения, но вряд ли отождествляемая с ним - известная как культ, называемый Кэмп.

Чувствительность (в отличие от идеи) одна из самых сложных тем для разговора; однако существуют специальные причины, по которым именно Кэмп никогда не обсуждался. Это не естествен­ный вид чувствительности, если такие вообще существуют. Дей­ствительно, сущность Кэмпа - это его любовь к неестественно­му: к искусственному и преувеличенному. К тому же Кэмп эзотеричен - что-то вроде частного кода, скорее даже знака отличия, среди маленьких городских замкнутых сообществ. Если не брать в расчет ленивый двухстраничный набросок в романе Кристо­фера Ишервуда «Мир вечером» (1954), то он с трудом поддается печатному изложению. Таким образом говорить о Кэмпе значит предать его. Если подобное предательство может быть оправда­но, то это оправдание может быть найдено в назидании, заклю­ченном в нем, или в достойности конфликта, им разрешаемого. Сама себя я оправдываю обещанием самоназидания и осознани­ем острого конфликта в моей собственной чувствительности. Я испытываю сильную тягу к Кэмпу и почти такое же сильное раз­дражение. Поэтому я хочу говорить о нем и поэтому - могу. Ни­кто из тех, кто всем сердцем разделяет эту чувствительность, не может анализировать ее; каковы бы ни были его намерения, он может ее только продемонстрировать. Для того, чтобы назвать чувствительность, набросать ее контуры и рассказать ее исто­рию, необходима глубокая симпатия, преобразованная отвращением.

Хотя я говорю только о чувствительности - и о такой чувстви­тельности, которая, среди прочего, обращает серьезное во фри­вольное - это все равно представляется безнадежным делом. Большинство людей думают о чувствительности или вкусе как об области чисто субъективных предпочтений, некой загадочной привлекательности, в основном чувственной, которая никогда не

[48]

была подконтрольна разуму. Они допускают, что соображения вкуса играют определенную роль в их реакции на людей и на произведения искусства. Однако эта позиция наивна. Хуже того. Смотреть свысока на вкус, которым ты наделен, - это смотреть свысока на самого себя. Поскольку вкус управляет каждым; сво­бодным - в отличие от рутинного - человеческим движением. Ничто не является более определяющим. Существует визуальный вкус и вкус в том, что касается людей, в том, что касается эмо­ций - и существует вкус в области искусства и вкус в области морали. Так же как интеллигентность тоже представляет из себя нечто вроде вкуса: вкуса в области идей. (Можно обнаружить, что вкусовые способности развиваются очень неравномерно. Редко можно встретить человека обладающего хорошим визуальным вкусом, хорошим вкусом на людей и вкусом на идеи.)

Во вкусе нет ни системы, ни доказательств. Однако существует нечто вроде логики вкуса: постоянная чувствительность, которая улежит в основе и взращивает тот или иной вкус. Чувствитель­ность почти, но не вполне, невыразимая. Всякая чувствитель­ность, которая может быть втиснута в жесткий шаблон системы или схвачена грубыми орудиями доказательства, больше уже не чув­ствительность. Она уже затвердела в идею...

Чтобы удержать в сети слов чувствительность, особенно такую живую и влиятельную*, необходимо быть достаточно ловким и изворотливым. Форма заметок в большей степени, чем эссе (с его требованием линейных и последовательных доводов), выглядит подходящей для уловления какой-либо особенности в этой при­хотливой и убегающей чувствительности. Затруднительно ока­заться торжественным и трактатоподобным, говоря о Кэмпе, по­скольку при этом сам рискуешь создать самый низший его об­разчик. Эти заметки посвящены Оскару Уайльду.

--------------------------------------

* Чувствительность эпохи является не только ее наиболее опреде­ляющей, но и наиболее изменчивой чертой. Она может включать в себя идеи (интеллектуальная история) и поведение (социальная ис­тория) эпохи, не касаясь даже чувствительности или вкусов, форми­ровавших эти идеи и это поведение. Редко можно встретить такие исторические исследования - подобные работам Хейзинги о позд­нем средневековье или Февра о Франции шестнадцатого века - ко­торые действительно говорили бы нам что-то о чувствительности изучаемого периода.

[49]

«Следует либо быть произведени­ем искусства, либо одеваться в произведения искусства».

«Изречения и размышления для пользы, юношества»

1. Для начала в самом общем виде Кэмп это определенный вид эстетизма. Существует некий способ видеть мир как эстетиче­ское явление. Этот способ, способ Кэмпа, выразим не в терминах красоты, но в терминах степени искусственности, стилизации.

2. Подчеркнем, что стиль пренебрегает содержанием, или задает такую точку зрения, с которой содержание безразлично. И это не говоря о том, что чувствительность Кэмпа неангажирована, деполитизирована - или по крайней мере аполитична.

3. Кэмп не только определенный взгляд, способ смотреть на ве­щи. Кэмп также некое качество, открываемое в объектах или по­ведении людей. Существуют «кэмповские» фильмы, одежда, ме­бель, популярные песни, романы, люди, здания... Подобное раз­деление принципиально. Поистине, глаз Кэмпа обладает спо­собностью преображать действительность. Однако не все может быть увидено как Кэмп. Не все зависит от наблюдающего глаза.

4. Произвольные примеры того, что входит в канон Кэмпа: «Зулейка Добсон» Светильники от Тиффани Круговая панорама

Ресторан «Браун Дерби» на бульваре Сансет в Лос-Анджелесе «Инквайрер», заголовки и статьи Рисунки Обри Бердслея «Лебединое Озеро» Оперы Беллини       .-

Режиссура Висконти в «Саломее» и «Как жаль ее развратницей назвать»

Некоторые почтовые открытки рубежа веков

"Кинг-Конг" Шедсака

Кубинский поп-певец Ла Лупе

Роман Линда Уарда в гравюрах на дереве «Божий человек»

Старые комиксы о Флэше Гордоне

Женская одежда двадцатых (боа из перьев, платья с длинным шлейфом и т. д.)

Романы Рональда Фербэнка и Айви Комптон-Бернет

ЗАМЕТКИ О КЭМПЕ

Порнофильмы, увиденные без вожделения.

5. Вкус Кэмп предпочитает одни виды искусства другим. Напри­мер, одежда, мебель, различные элементы внешнего убранства Составляют большую часть Кэмпа. Для Кэмпа всякое искусство - искусство зачастую декоративное, выделенная текстура, чувст­венная поверхность и стиль для покрытия издержек содержания. Хотя концертная музыка, несмотря на ее бессодержательность, редко является Кэмпом. Она, скажем, просто не предлагает про­тивопоставления, необходимого для контраста между глупым или экстравагантным содержанием и богатой формой... Време­нами целые виды искусств оказываются насыщены Кэмпом. Классический балет, опера, кино выглядели так в течение долго­го времени. В последние два года Кэмп поглотил и популярную музыку (пост-рок-н-ролл, то, что французы называют «йе-йе»). И, *1вероятно, кинокритика (списки типа «10 лучших плохих филь­мов, которые я когда-нибудь видел») сегодня величайший попу­ляризатор вкуса Кэмп, поскольку большинство людей все еще ходят в кино (в хорошем настроении и не предъявляя больших претензий).

6. В некотором смысле верно утверждение: «Это слишком хорошо, чтобы быть Кэмпом». Или - слишком важно, недостаточно маргинально (чаще последнее). Таким образом, личность и мно­гие произведения Жана Кокто - это Кэмп, но это не так приме­нительно к Андре Жиду; оперы Ричарда Штрауса, но не Вагнера; стряпня Тин Пэн Элли и Ливерпуля, но не джаз. Многие примеры Кэмпа с «серьезной» точки зрения - либо плохое искусство, ли­бо китч. Хотя и не все. Не только Кэмп с необходимостью плохое искусство, но и некоторые произведения, находящиеся на под­ступах к Кэмпу (пример: большинство фильмов Луи Фейяда), за­служивают более серьезного внимания и изучения.

«Чем больше мы изучаем Искусст­во, тем меньше беспокоимся о Природе».

«Упадок лжи»

7. Все, что является Кэмпом - люди и предметы - содержит зна­чительный элемент искусственности. Ничто в природе не может быть кэмповским... Сельский Кэмп все еще рукотворен, и наибо­лее кэмповские объекты - городские. (Однако они часто прояв­ляют безмятежность - или наивность - которые суть эквива­лент пасторальности. Замечательное понимание Кэмпа демон­стрирует выражение Эмпсона «городская пастораль».)

8. Кэмп - это некоторое представление мира в терминах стиля,

50

но вполне определенного стиля. Это любовь к преувеличениям, к «слишком», к вещам-которые-суть-то-чем-они-не-являются. Луч­ший пример можно найти в арт нуво, наиболее характерном и развитом стиле Кэмпа. Характерно то, что арт нуво превращает любую вещь во что-то совсем другое: подставки светильников в форме цветущих растений, жилая комната в виде грота. Знамена­тельный пример: парижский вход в метро, выполненный Эктором Гимаром в конце 1890-х в форме чугунного стебля орхидеи.

9. В качестве индивидуального вкуса Кэмп приводит и к порази­тельной утонченности, и к сильной преувеличенности. Андрогин - вот определенно один из величайших образов чувстви­тельности Кэмпа. Примеры: замирающие, утонченные, извиваю­щиеся фигуры поэзии и живописи прерафаэлитов; тонкие, стру­ящиеся, бесполые теля арт нувр; излюбленные, андрогинные пус­тоты таящиеся за совершенной красотой Греты Гарбо. Здесь Кэмп рисует наиболее непризнанную истину вкуса: самые утон­ченные формы сексуальной привлекательности (также как са­мые утонченные формы сексуального наслаждения) заключают­ся в нарушении чьей-либо половой принадлежности. Что может быть прекраснее, чем нечто женственное в мужественном муж­чине; что может быть прекраснее, чем нечто мужественное в женственной женщине... Парным к андрогинным предпочтениям Кэмпа является нечто на первый взгляд совершенно отличное, но не являющееся таковым: чкус к преувеличенным сексуальным характеристикам и персональной манерности. По очевидным причинам в качестве лучших примеров могут быть названы ки­нозвезды. Банальная пышность женственности Джейн Мэнсфилд, Джины Лоллобриджиды, Джейн Рассел, Вирджинии Майо; преувеличенная мужжжественнодгь,Стива Ривза, Виктора Метьюра. Великие стилисты темперамента и манерности, подобные Бэт Дэвис, Барбаре Стенвик, Таллуле Бэнкхед, Эдвиж Фейер.

10. Кэмп видит все в кавычках цитации. Это не лампа, но «лампа», не женщина, но «женщина». Ощутить Кэмп - применительно к людям или объектам - значит донимать бытие как исполнение роли. Это дальнейшее расширение на область чувствительности метафоры жизни как театра.

11. Кэмп - это триумф стиля, не различающего полов. (Взаимо­обратимость «мужчины» и «женщины», «личности» и «вещи».) Но все стили, так сказать, искусственны и, в конце концов, не разли­чают полов. Жизнь не стильна. Также как и природа.

12. Вопрос не в том, почему травестия, деперсонификация, теат­ральность? Напротив, вопрос в том, когда травестия, деперсони­фикация и театральность приобретают специфический привкус

[52]

Кэмпа? Почему атмосфера комедий Шекспира («Как вам это по­нравится» и т. п.) не является смешивающей пола, тогда как «Der Rosenkavaler» является?

13. Линия раздела, по-видимому, проходит в конце восемнадца­того века; там обнаруживаются оригиналы Кэмпа (готические романы, «китайский стиль», карикатуры, искусственные руины и т.д.). Но связь с природой была тогда совсем иной, чем в по­следующие века. В ХVIII веке люди вкуса или покровительство­вали природе (Строубёри Хилл) или пытались включить ее во что-то искусственное (Версаль). Они также неутомимо покрови­тельствовали прошлому. Сегодняшний Кэмп не включает в себя природу или даже открыто отвергает ее. И связь Кэмпа с про­шлым тоже исключительно сентиментальна.

14. Краткую историю Кэмпа можно, конечно, начать и раньше - с маньеристов подобных Понтормо, Россо или Караваджо, или причудливых театральных работ Жоржа де Латура; или с эвфу­изма (Лили и т. д.) в литературе. Все же наиболее бурно зарожде­ние Кэмпа происходило в конце XVII - начале XVIII века, по­скольку именно этот период был наделен чутьем на причудли­вость, на поверхность, на симметрию; вкусом на живописность и напряженность, элегантным обычаем передачи мимолетного ощущения и постоянным присутствием персонажа - в эпиграм­ме и рифмованном куплете (в словах), в завитушках (в жестах и музыке). Конец XVII - начало XVIII века - великий период Кэм­па: Поп, Конгрив, Уолпол и т. д. - но не Свифт; les precieux во Франции; церкви рококо в Мюнхене; Перголези. Немного позд­нее: многое из Моцарта. Но в XIX веке то, что было распределено повсюду в высокой культуре, становится особым вкусом; он при­нимает оттенок остроты, эзотеричности, извращенности. Под­тверждая сказанное только на примере одной Англии, мы видим как Кэмп тускло продолжается на протяжении всего эстетизма ХГХ у века (Берн-Джонс, Патер, Рескин, Теннисон), сливаясь наконец с движением арт нувр в визуальных и декоративных искусствах и находя своих сознательных идеологов в таких «парадоксалис­тах», как Уайльд и Фирбенк.

15. Конечно, сказать, что все перечисленное принадлежит Кэмпу, не значит согласиться с тем, что все это только Кэмп. Например, полный анализ арт нуво едва ли уравняет его с Кэмпом. Но такой анализ не сможет игнорировать и того, что в арт нуво позволяет воспринимать себя как Кэмп. Арт нуво полон «содержания», даже морально-политического сорта; он был революционным движе­нием в искусстве, подгоняемым утопическим видением (что-то между Уильямом Моррисом и группой «Баухауз») в органической

53

политике и вкусе. Но в арт нуво проявляются черты, которые предполагают неангажированный, несерьезный, «эстетский» взгляд. Это сообщает нам что-то важное об арт нуво - и о том, что есть хрусталик Кэмпа, который и затемняет содержание.

16. Таким образом, чувствительность Кэмпа есть нечто, что живо двойным смыслом, в котором те или иные вещи только и могут быть осмыслены. Но это не простенькая двухступенчатая конст­рукция буквального значения, с одной сифоны, и символическо­го значения - с другой. Напротив, это разница между вещью, оз­начающей что-то или означающей все, что угодно, - и вещью как чистой искусственностью.

17. Это приводит нас прямо к вульгарному использованию слова Кэмп как глагола, «to camp», что-то, что люди делают. Кэмп есть вид извращения, при котором используют цветистую манер­ность для того, чтобы породить двойную интерпретацию; жесты наполнены двойственностью, остроумное значение для cog­noscenti* и другое, более безличное, для всех остальных. В рав­ной мере и при расширении значения, когда это слово становит­ся существительным, когда человек или вещь становятся «кэмпом», некая двойственность всегда присутствует. За прямым, обычным смыслом, в котором что-либо может быть понято, на­ходится частное шутовское восприятие вещи.

«Естественность - такая трудная поза»

«Идеальный муж»

18. Что-то, должно быть, теряется между наивным и преднаме­ренным Кэмпом. Чистый Кэмп всегда наивен. Кэмп, осознавший себя Кэмпом («кэмпизация»), обычно менее удачен.

19. Чистые примеры Кэмпа непреднамеренны; они удручающе серьезны. Мастер времен арт нуво, сделавший светильник со змеей, обвившейся вокруг него, не ребячился и не старался быть «очаровательным». Он говорит со всей серьезностью: «Вуаля! Смотрите: Восток!» Неподдельный Кэмп - например, многочис­ленные мюзиклы, поставленные Басби Беркли для «Уорнер Бразерс» в начале тридцатых («42-я улица», «Золотоискательницы 1933 года»,... 1935 года,... 1937 года и т.д.) - не должны быть за­бавными. А вот кэмпизация - скажем, пьесы Ноэля Коуарда - напротив. Представляется маловероятным, что такое количество опер из традиционного репертуара удовлетворяло бы Кэмпу, ес­ли бы композиторы не воспринимали серьезно мелодраматиче­скую бессмыслицу их сюжетов. Нет нужды знать собственные

-----------------------------

* Посвящанные, понимающие (лат).

54

намерения художника. Произведение скажет все. (Сравним ка­кую-нибудь типичную оперу XIX века с «Ванессой» Сэмюэла Барбера, образцом выверенного, сконструированного Кэмпа, и раз­ница станет очевидной.)

20. Вероятно, стремление к кэмпизации всегда пагубно. Совер­шенство «Переполоха в раю» и «Мальтийского сокола» среди других произведений кинокэмпа коренится в спокойствии, ко­торым поддерживается интонация. Иначе с такими знамениты­ми как бы кэмповскими фильмами пятидесятых, как «Все о Еве» и «Бейте дьявола». В этих более новых фильмах есть прекрасные места, но первый слишком приглажен, а второй слишком исте­ричен; они так стараются быть Кэмпом, что окончательно сби­ваются с ритма... Возможно, однако, что это не столько вопрос о непреднамеренном эффекте и осознанном намерении, сколько тонкая связь между пародией и самопародией в Кэмпе. Фильмы .Хичкока - витрина для этой проблемы. Когда самопародия те­ряет кипение и взамен приобретает (пусть даже временами) пре­небрежение к собственным темам и материалу - как в «Поймать вора», «Окно во двор», «К северу через северо-запад» - в резуль­тате получается что-то натянутое и неуклюжее, редко Кэмп. Ус­пешный Кэмп - кино, подобное «Странной драме» Карне; игра Мэй Уэст и Эдварда Эверета Хортона; куски Гун-шоу - даже ко­гда они выглядят самопародией, они благоухают самовлюблен­ностью.

21. Итак, еще раз: опора Кэмпа - невинность. Это значит, что Кэмп изображает невинность, но также то, что он разрушает ее, когда может. Неодушевленные объекты не меняются, когда они рассматриваются кем-либо как Кэмп. Люди, однако, откликаются на свою аудиторию. Люди начинают «кэмпизоваться»: Май Уэст, Би Лилли, Ла Лупе, Таллула Бэнкхед в «Спасательной шлюпке», Бет Дэвис во «Все о Еве». (Люди могут быть вовлечены в Кэмп, са­ми того не зная. Вспомним, как Феллини заставляет Аниту Экберг пародировать себя саму в «Сладкой жизни».)

22. Рассматриваемый не так строго, Кэмп или полностью наивен, или целиком преднамерен (когда он изображает кэмпизацию). Последний пример: эпиграммы Уайльда на себя.

«Глупо делить людей на хороших и плохих. Люди или очарователь­ны, или утомительны».

«Веер леди Уиндермир»

23. В наивном, или чистом, Кэмпе неотъемлемый элемент - это серьезность, серьезность вплоть до полного провала. Конечно,

55

не всякое произведение, где серьезность приводит к краху, может быть спасено Кэмпом. Только то, которому присуща смесь преувеличенности, фантастичности, страстности и наивности.

24. Когда что-то просто плохо (еще хуже, чем Кэмп), это часто из-за посредственности изначальных претензий. Художник даже и не пытается создать что-нибудь подлинно выдающееся. («Это слишком грандиозно», «Это слишком фантастично», «В это никто не поверит», - вот фразы, обычно вызывающие энтузиазм у лю­бителя Кэмпа.)

25. Отличительный знак Кэмпа это дух экстравагантности. Кэмп - это женщина, закутанная в платье, сделанное из трех миллионов перьев. Кэмп - это живопись Карло Кривелли с его настоящими драгоценностями, trompe-1'oeil насекомыми и тре­щинами в кирпичной кладке. Кэмп - это всепоглощающий эсте­тизм шести американских фильмов Штернберга с Дитрих, всех шести, но в особенности последнего, «Дьявол - это женщина»... Зачастую есть что-то demesure в размахе претензий Кэмпа, а не только в стиле произведения. Сенсационные и прекрасные строе­ния Гауди в Барселоне - это Кэмп не только из-за их стиля, но и из-за того, что они обнаруживают - наиболее заметные в Собо­ре Саграда Фамилия - претензии со стороны одного человека сделать то, что делается целым поколением, культуру полного совершенства.

Previous post Next post
Up