25 тезисов Уполномоченного по правам человека в РФ. Уровень несправедливости в России - часть 1

May 11, 2021 03:48

25 тезисов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Уровень несправедливости в Российской Федерации.

  1. В своём государственном докладе за 2020 года Уполномоченный по правам человека Т.Н.Москалькова отмечала:
Более 20 лет с момента принятия Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Аппарат функционирует в качестве основного инструмента по решению поставленных перед Уполномоченным сложных и разноплановых задач по обеспечению гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации…( В настоящее время аппарат Уполномоченного по правам человека имеет в своём составе 172 человека)
Если же говорить о прошедшей пятилетке прав человека в самом сжатом виде, языком цифр и юридических фактов, то следует отметить, что за это время к нам поступило свыше 200 тыс. обращений, более 20 тыс. граждан пришли на личный прием…Мы всегда помним, что за каждым обращением стоят судьбы людей, горе и страдания, годы мытарств по разным инстанциям в поисках истины и справедливости… В общей сложности за прошедшие 5 лет Аппарат Уполномоченного оказал содействие более чем миллиону граждан..Человек не застрахован от нарушения своих прав, так не бывает в жизни, мы живем и будем жить в условиях конфликта интересов, - но в котором он может рассчитывать на объективное и беспристрастное установление истины по своему делу, на уважение его прав и реальную возможность восстановления их в случае нарушения.

  1. Социологические опросы свидетельствуют, что наряду с личными и социальными правами для граждан значимо право на доступ к правосудию и справедливость судебных решений. 45% респондентов считают, что выносимые судами приговоры чаще несправедливые, противоположного мнения придерживаются 32% опрошенных…
  2. В 2020 году зарегистрировано свыше 2044,2 тыс. преступлений (+1%); в 2019 году - 2024,3 тыс. преступлений; в 2018 году - 1991,5 тыс. преступлений; в 2017 году - 2058,4 тыс. преступлений.
Наряду с данными официально учтенной преступности, необходимо принимать во внимание ее латентную составляющую, то есть преступность, о которой не становится известно по причине того, что пострадавшие не обращаются с заявлением о совершении в отношении них преступления.
Реальная преступность существенно выше той, которая учтена в официальной статистике.
Только в производстве следователей органов внутренних дел в 2020 году находилось более 1,7 млн уголовных дел. Расследовано более 1,2 млн уголовных дел, что на 4,3% больше показателя предыдущего года [1].

  1. В рейтинге обращений, поступивших в адрес Уполномоченного в 2020 году, вопросы защиты прав человека в уголовном процессе, как и в предыдущие годы, занимают первое место по количеству. Это очень тревожная тенденция… Поэтому хотелось бы особо обратить внимание компетентных органов на необходимость принять дополнительные меры по повышению гарантий прав граждан в этом сегменте общественных отношений, особенно на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
«Обеспечение доступа к правосудию для всех» является одной из целей развития в ХХI веке, закрепленной в международном акте «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [2], принятом ООН в 2015 году, и продвигаемой с помощью инструментариев наднациональных органов по защите прав человека, интеграционных процессов и обменов лучшими практиками. В большинстве государств - членов ООН и Совета Европы данная тема является наиболее острой.
Ежегодно в уголовно-процессуальную сферу вовлекаются сотни тысяч граждан. Их точное число определить крайне сложно. Помимо тех, кто получил правовой статус участника уголовного процесса (свидетель, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший и т.д.), существует широкий круг лиц, с которыми у участников уголовного процесса имеются социальные связи (родные и близкие, сослуживцы и соседи, просто знакомые), поэтому системные проблемы в сфере уголовного процесса касаются прав и законных интересов большой группы населения и влияют на настроения в обществе в целом.

  1. Судя по результатам мониторинга, опросов общественного мнения, которые, к сожалению, применительно к этой сфере правозащитной деятельности проводятся крайне редко или не обнародуются, анализа жалоб, поступающих в адрес Уполномоченного, следует сделать вывод, что именно уголовно-процессуальная деятельность является главным мерилом равенства и справедливости в обществе и имеет не только правовой, но и глубоко философский смысл, поскольку выстраивает отношения уровня «человек - общество», «гражданин - государство» в одной из самых чувствительных областей жизни.
  2. За совершение преступлений в 2020 году осуждено 621,2 тыс. человек (в 2019 году - 620 тыс.; в 2018 году - 681 тыс.; в 2017 году - 724,7 тыс.) [3].
С учетом масштабов уголовного преследования тема защиты прав человека в уголовном процессе продолжает оставаться одной из самых волнующих россиян. В 2020 году к Уполномоченному поступило 11 469 обращений по вопросам защиты прав человека в уголовном процессе. Это примерно на уровне прошлых лет (в 2019 году - 12 168, в 2018 году - 11 191), в том числе: 8264 - в защиту прав подозреваемых, обвиняемых и подсудимых; 3205 - в защиту прав потерпевших; 709 - в защиту прав иных участников уголовного процесса, включая адвокатов, свидетелей, экспертов и др.
Количество жалоб на нарушение прав граждан в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного следствия также немного снизилось (2019 год - 7607, 2020 год - 7179). Как и в прежние годы, они касались обоснованности отказов в возбуждении уголовных дел, законности привлечения к уголовной ответственности, длительности сроков расследования преступлений, избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу, воспрепятствования праву на защиту, применения недозволенных методов воздействия.
По фактам, изложенным в обращениях, поступивших к Уполномоченному, проведено 4400 проверок, по результатам которых органами прокуратуры внесено 385 актов реагирования, в том числе 182 представления и 203 требования об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 49 должностных лиц органов предварительного расследования.
Оказано содействие в восстановлении прав 677 участников уголовного процесса. Пересмотрено 5 приговоров, 313 постановлений следователей и дознавателей об отказе в возбуждении уголовного дела ввиду необоснованности этих процессуальных решений, 78 процессуальных решений о приостановлении предварительного следствия или дознания, 18 постановлений о прекращении уголовного дела, возбуждено 30 уголовных дел. В отношении 9 лиц изменена мера пресечения в виде заключения под стражу на иную, не связанную с лишением свободы.

  1. О наличии системных проблем в уголовном процессе можно судить по динамике и тематике жалоб, рассматриваемых надзорными и судебными органами Российской Федерации, ЕСПЧ, а также обращений, поступающих к Уполномоченному… Анализ рейтинга тематики обращений показывает, что первое место по-прежнему занимают обращения, поступившие по вопросам нарушений уголовно-процессуального законодательства.
За январь - октябрь 2020 года при производстве дознания и следствия в органах прокуратуры выявлено 4,2 млн нарушений (в 2019 году - 5,1 млн; в 2018 году - 5,1 млн; в 2017 году - 5,1 млн) [4].
Только в первом полугодии 2020 года в суды поступило 50 438 жалоб на действия (бездействие) следователей и дознавателей, 1969 из которых удовлетворено. При этом производство по 37 976 жалобам из числа рассмотренных судом прекращено, в том числе в связи с тем, что нарушения, на которые указывали заявители, устранялись органами предварительного расследования и прокурорами до вынесения судебного решения (в 2019 году - поступило 120 102, удовлетворено 5301, прекращено 92 199; в 2018 году - поступило 121 881, удовлетворено 5416, прекращено 93 615) [5].

  1. О повышенном внимании к вопросам соблюдения прав человека в уголовном процессе свидетельствует и практика ЕСПЧ. В 2020 году ЕСПЧ удовлетворил 330 исков против России в связи с нарушением статьи 3 «Запрещение пыток», статьи 5 «Право на свободу и личную неприкосновенность» и статьи 6 «Право на справедливое судебное разбирательство» Европейской конвенции по правам человека. Общая сумма выплаченной компенсации по данным решениям составляет более 7,8 млн евро [6].
  1. Самую большую группу обращений составляют жалобы по вопросам объективности, полноты и сроков расследования. Такие обращения в равной степени поступали как от подозреваемых, обвиняемых, так и от потерпевших [7].
Необъективность и неполнота расследования, выражающиеся в неустановлении всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, во многих случаях обусловливают вынесение необоснованных и незаконных процессуальных решений, которые становятся препятствием в доступе к правосудию и влекут несоблюдение требований закона о разумности срока уголовного судопроизводства.
В 2020 году поступило 1694 жалобы на необоснованные и незаконные процессуальные решения. В основном по фактам отказов в возбуждении уголовного дела.

  1. На втором месте по количеству находятся обращения по вопросам обоснованности и справедливости приговоров. Данная группа обращений включает в себя как жалобы осужденных, оспаривающих обоснованность состоявшихся судебных решений и справедливость назначенного наказания, так и жалобы потерпевших, не согласных с мягкостью приговоров и квалификацией действий виновного.
Анализ статистических данных Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации показывает, что создание в рамках судебной реформы надрегиональных апелляционных и кассационных судов дало положительные результаты.
В 2020 году апелляционной инстанцией отменено 16 284 обвинительных (в 2019 году - 4393) и 521 оправдательный (в 2019 году - 424) приговор. В этот же период изменено 12 253 приговора (в 2019 году - 12 386). Судом кассационной инстанции по жалобам и представлениям рассмотрено 21 857 уголовных дел, из них 11 350 удовлетворены [8].

  1. Как показывает анализ результатов работы с жалобами участников уголовного процесса, причиной их обращений в апелляционные и кассационные инстанции является отсутствие в приговорах мотивов, по которым отвергаются представленные ими доказательства. Нередко вопреки требованиям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. № 55 «О судебном приговоре» [9] в описательно-мотивировочной части приговора судами не дается оценки всем исследованным в судебном заседании доказательствам, не приводятся соображения, по которым те или иные доказательства отвергнуты судом.
Подобная практика не согласуется с гарантированным статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод правом на справедливое судебное разбирательство [10] и конституционным принципом равенства всех перед законом и судом [11], а также принципами уголовного права и уголовного процесса.

  1. По вопросам обеспечения прав человека при реализации уголовно-процессуального законодательства была четверть всех обращений, поступивших к Уполномоченному. В них граждане просили устранения нарушений порядка проведения дознания и предварительного следствия в части необъективности, неполноты и длительности предварительного расследования (2843, или 24,8%), ходатайствовали о проверке обоснованности привлечения к уголовной ответственности (1670, или 14,6%), сообщали о необоснованных отказах в возбуждении уголовного дела (1706, или 14,9%).
Адресное содействие в защите прав оказано 677 участникам уголовного процесса по конкретным уголовным делам. В этой области получили положительное разрешение 22 коллективные жалобы и 5 жалоб, затрагивающих права неопределенного круга лиц.

  1. Особенности процессуального статуса подозреваемого, обвиняемого и подсудимого (далее - обвиняемый) заключаются в том, что к нему законно могут применяться меры государственного принуждения, вплоть до лишения свободы, но именно это обстоятельство и требует максимального контроля соблюдения его прав. Обвиняемый - это единственная сторона уголовного процесса, в отношении которой в ходе расследования преступления допускаются процессуальные действия, связанные с вторжением в личную и семейную жизнь, отстранением от должности, ограничением права свободно общаться с родными и близкими людьми, распоряжаться своим имуществом, и др.
Данное обстоятельство, безусловно, связано с моральными страданиями, репутационными и материальными потерями, причем не только для него, но и для его ближнего круга, в том числе детей, когда неотвратимость процессуальных действий (обыски, аресты, изъятия и т.д.) часто становится для них психологическим потрясением. Нередко даже оправданный человек еще долго не может оправиться от такого удара судьбы и вернуться к прежней жизни. Поэтому международное и национальное законодательство устанавливает систему гарантий прав обвиняемого, ограждаю­щих его от необоснованного уголовного преследования [12].
И тем не менее, как показывает анализ решений высших органов судебной власти, прокурорского надзора и ведомственного контроля, а также обращений граждан к Уполномоченному, в уголовно-процессуальной сфере есть большое количество проблем, возникающих на пути решения одной из сложнейших задач - обеспечить защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
В 2020 году по вопросам защиты прав обвиняемых поступило 8264 обращения.

  1. Традиционно самую многочисленную группу обращений образуют обращения на объективность, полноту, длительность сроков уголовного преследования.
Более половины жалоб указанной группы (58%) касалось обоснованности и законности привлечения к уголовной ответственности. Обвиняемые и их представители жаловались на действия и решения органов дознания и предварительного следствия, связанные с рассмотрением обращений о преступлении, возбуждением уголовного дела, со сбором и оценкой доказательств по уголовному делу.
На системный характер проблемы оценки и собирания доказательств указывает официальная статистика. По данным Генпрокуратуры России, в 2016 году по реабилитирующим основаниям органами предварительного расследования и вступившими в законную силу решениями судов признано право на реабилитацию в связи с незаконным уголовным преследованием в отношении 18 767 лиц; в 2017 году - 18 543; в 2018 году - 18 497; в 2019 году - 18 423; в 2020 году - 15 935 [13].
На втором месте по численности находятся обращения по поводу законности, обоснованности и справедливости приговора. В своих жалобах заявители выражали несогласие с квалификацией обвинений, ставили вопрос об оценке законности собранных по делу доказательств невиновности.
Как правило, к вынесению неправосудного приговора приводит, наряду с ошибками при применении норм материального права, неверная оценка доказательств, а также немотивированный отказ суда в приобщении материалов, оправдывающих обвиняемого. При осуществлении правосудия необходимо четко следовать букве закона и рекомендациям постановлений пленумов Верховного Суда Российской Федерации.
Previous post Next post
Up