Рекомендации круглого стола «Мигранты и бизнес».
При общем количестве лиц, официально занятых в экономике России в 27 млн. чел., согласно данным УВМ 80 % занятых в строительстве составляют мигранты (предельно допустимый показатель - 80 %), в торговле - 24 % (предельно допустимая численность - 25 %), ЖКХ - 53 % (п.д.- 50 %), транспорт - 26 % (26 %), сельское хозяйство - 50 % (50 %), сфера услуг - 50 % (50%).
В Москве самым распространенным бизнесом среди мигрантов является бизнес в сфере этнических кафе. На первом месте по количеству кафе находятся грузины (921 кафе) на втором месте - граждане Таджикистана (629 кафе), на третьем - Узбекистана (463 кафе), на 4-м - Китая (394), на 5-м - Азербайджана (256 кафе), на 6-м - Киргизии (16 кафе).
В магазинном бизнесе первое место занимают китайские магазины (1000 магазинов), второе - узбекские (500), третье - индийские (400), четвертое - азербайджанские (74).
Клиник граждан Кыргызстана насчитывается 37, китайских - 19, азербайджанских и таджикских - по 2, узбекских и украинских - по 1.
В Москве работает 27 узбекских парикмахерских, армянских - 5, азербайджанских - 2, вьетнамских и индийские - по 1.
В столице работает 7 вьетнамских ателье, 2 - индийских, по 1 - арабских и киргизских.
Ремесленных мастерских: армянских - 62, китайских -30, арабских -4, киргизских - 2, индийских - 2.
Мастерских по ремонту телефонов: киргизских - 60, армянских- 321, китайских - 15, узбеки - 6, таджики - 5, азербайджанцы - 4, белорус, вьетнамцы, арабы -по 1.
Автосервисов украинских - 15, азербайджанских - 10, узбекских - 7, таджикских - 4.
Гостиниц и общежитий: узбекских - 13, армянских - 9, таджикских - 5; азербайджанских и украинских - по 4; китайских и молдавских - по 3.
Агентств занятости и клиннинговых компаний: киргизских - 22, молдавских -2, узбекских, армянских и вьетнамских - по 1.
В сфере легализации мигрантов у киргизов - 250 структур, узбеков - 11 структур, у таджиков -5.
В строительстве, транспорте, ЖКХ малых предприятий, принадлежащих мигрантов не зарегистрированы.
Официально легализация мигрантов в России ежегодно приносит доход в рамере 2,2 млрд. евро.
Основными проблемами для мигрантов в сфере ведения ими бизнеса являются:
- отсутствие навыков ведения бизнеса у начинающих бизнесменов;
- отсутствие стартового капитала для ведения бизнеса;
- навязывание в качестве партнеров лиц, аффилированных с представителями силовых ведомств;
- частая практика создания видимости поддержки со стороны землячеств, использующих начинающих предпринимателей с целью обмана и завладения их денежными средствами;
- ограничение иностранного капитала в некоторых видах деятельности; например, иностранный капитал не может превышать 20 % при создании СМИ;
- вовлечение мигрантов а контрабанду или перевозку запрещенных в России веществ и предметов через Интернет-магазины, в том числе и разрешенных в других странах, включая устройства для негласного получения информации, коллекционное оружие;
- наличие труднопреодолимых бюрократических барьеров, которые приводят к высокому уровню коррупции при организации бизнеса;
- открытие ИП через граждан РФ;
- ограничение Банком России для граждан Киргизии, Казахстана, Китая и Вьетнама объема перевода средств за рубеж в пределах 100-150 тыс. руб. в месяц, что ударяет, как по предпринимателям, так и по наемным работникам, получившим заработную плату с задержкой.
Не платят налоги предприятия сетевого маркетинга, имеющие головные офисы за границей, при том, что в качестве участников розничных продаж привлекаются мигранты.
Участники круглого стола рекомендуют:
1. Органам исполнительной власти субъектов РФ, отвечающим за развитие бизнеса, ввести бесплатные курсы для мигрантов, занимающихся бизнесом, в том числе на базе бизнес-инкубаторов;
2. Уполномоченному по защите прав предпринимателей при Президенте России провести совещание по вопросам участия мигрантов в развитии бизнеса в России;
3. Центробанку России предусмотреть возможность снять ограничения на перевод денежных средств за рубеж при наличии обосновывающих документов;
4. Ввести бесплатное оформление патента для мигрантов с сохранением ежемесячного платежа за его продление.
5. Разрешить мигрантам открывать ИП с регистрацией на место фактического нахождения производственной единицы.