Итак... В середине октября 2022 года мы вернулись с двухнедельного похода по острову Кунашир. С момента прошлой большой поездки прошло уже больше года - по крупному с возрастом начинаешь всё меньше ездить, и тому есть множество причин. Но меньше - не значит перестать совсем. Так что, усаживайтесь поудобнее - чтива много обещать в этот раз не смогу, ибо ничего особо с нами не приключилось, но вот фотографий будет вдоволь. Хотя... что это я уже тут спойлерить начал. Исправляюсь - начнём по-порядку.
Оглавление:
- Начало
- Сольфаторное поле вулкана Менделеева
- Путь на Тятю
- Вулкан Тятя
- Прощание с Тятей
- От Тихого океана к Охотскому морю
- Берег Охотского моря
- Жизнь налаживается
- Возвращение к Тихому океану
- Кальдера Головнина
- Мыс Столбчатый
Идея поехать на Курилы витала в воздухе ещё с прошлого года, и никак не давала мне покоя - в тот раз мы не попали из-за затерявшихся где-то между пунктами почты России пропусков. Конечно, мы замечательно съездили в тот раз на Сахалин, но осадочек с пропусками остался, и тогда мы дали себе обещания поездку на Курилы в этот раз осуществить любой ценой, так что заблаговременно перед поездкой подали на пропуска заявления. Когда вместо пропуска я получил в почтовом отделении письмо с отказом, я даже немного оторопел: какое-то начало "не очень", "как корабль назовёшь, так он и поплывёт", - какие-то такие были мысли. Но сдаваться мы не собирались, и вновь отправили заявления, теперь уже правильным образом. Вторая попытка была более удачной - вскоре оригиналы пропусков у нас обоих были уже на руках. А билеты были куплены к тому моменту уже давно. Теперь можно было спокойно выдохнуть: поездке - быть!
Сезон выбрали осенний, с тем, чтобы было не как у всех, ведь большинство людей предпочитают для этих мест август. Да, в августе теоретически меньше осадков, и теплее, но зато ещё есть комары, и растительность ещё вся зелёная. И туристов обычно больше, что особенно актуально в нынешние времена закрытых границ. Но обратным эффектом было то, что кроме нас двоих никто больше не поехал - у всех в октябре оказались либо дела, либо на работе нельзя было взять отпуск. Из всех островов для первого знакомства с Курилами выбрали Кунашир как наиболее доступный в плане инфраструктуры - туда летает самолёт из Южно-Сахалинска, а на остальные острова попасть было уже сложнее. Помимо самолёта есть ещё паром, но из-за ограниченности времени похода в две недели, этот вариант был сразу отброшен, хотя и имел определённые преимущества в плане провоза огнеопасных вещей. По маршруту меня вдохновил отчёт Екатерины Костюхиной - в интернете можно нагуглить. Её маршрут мы и взяли за основу и немного переработали под себя.
В день вылета в стране проходила частичная мобилизация, что непременно сказывалось на настроении людей, в том числе и на нашем. В аэропорту во взгялах пассажиров читалось какое-то напряжение, криков и суеты не было, но в воздухе как будто вся это напряжённость грозно висела. Кто-то уезжал в другу страну, возможно, навсегда. Кто-то переезжал временно. Туристов вроде нас было мало - всё же сезон уже заканчивался. Мы и сами думали, что время для отпуска выбрали наиболее подходящее: вся смута происходит где-то здесь, а мы будем за 7000 километров где-то там далеко. С другой стороны, непонятно было, что можно было ожидать от Японии с учётом того, что они постоянно пытаются претендовать на Курилы, так что риск был везде - но там он был всё же меньше. А вот риск опоздать на самолёт становился всё более реальным, пока мы доедали наш ужин в ресторане "Му-му", что находится ещё до "чистой" зоны. Пока выстояли очередь на досмотр, вот уже и 15 минут осталось до конца посадки. Когда мы подходили к гейту, люди на посадку ещё шли, но очереди уже не было. Немного пощекотали себе нервы, но в итоге, успели. Летим!
В полёте я тщетно пытался поспать, и в этот раз поспал где-то всего полчаса. На мультимедийной панели в переднем кресле нас развлекали то наружными видами с камер самолёта, то интерактивной картой, которую можно было крутить так и сяк, присматривая уже заранее места для будущих вылазок на природу. Потом принесли еду - после плотного ужина в аэропорту есть не очень хотелось, но мы решили наедаться заранее с учётом предстоявших физических нагрузок. Второй раз в качестве еды предлагался лишь батончик-мюсли, от которого мы оба отказались - но на самом деле зря, можно было взять его с собой про запас. Так, незаметно, пролетели 8 с лишним часов полёта. На посадке запомнился сильный боковой ветер: посадка была сложной, поскольку пилоту пришлось в последний момент после касания основными стойками сильно выравнивать машину по осевой линии полосы - это хорошо чувствовалось. Но вот и прилетели - в Москве глубокая ночь, а у нас тут день уже в самом разгаре. Скоро пора будет обедать. Но сначала получить багаж.
Нервишки опять пощекотали мне, когда Серёга получил рюкзак первым, а моего рюкзак всё нет и нет... где-то я уже это видел. И лента транспортёра столь знакомая... Всякий раз, когда я её вновь вижу - а быть в этом зале получения багажа мне приходилось уже много раз, у меня неоднозначные чувства. Но вот, кажется, там за резиновыми полосками разделителя между этим и тем потусторонним багажным миром показался мой рюкзак, старательно обёрнутый в упаковочную плёнку, дабы пенка и палки не потерялись по пути - всё, все вещи доехали в целости и сохранности. Самолёт также не опоздал, что нам было очень на руку, ведь у нас следующий рейс был уже через несколько часов. Нам всего-то времени оставалось только на то, чтобы доехать до торгового центра, купить продукты, перекусить там, и уже надо сразу ехать обратно в аэропорт. Так и поступили. Обратно в аэропорт приехали уже с тяжёлыми рюкзаками, полными провизии. То, что бывает не во всех магазинах, мы везли с собой ещё из Москвы: сухое молоко, заранее приготовленное мясо и чай определённой марки. Остальное мы докупили тут - в основном, крупы и макароны. Тушёнку не брали, ибо Серёга наготовил нам сушёного мяса, которое их массы в 4 кг превратилось в 1.6 кг, сохранив при этом калорийную ценность. Получился, своего рода, сублимат собственного приготовления. Но отвлечёмся от мыслей о еде, ведь нам пора уже на второй наш самолёт
Перелёт из Южно-Сахалинска в Южно-Курильск прошёл без нареканий: вылет и прилёт вовремя, багаж успешно приняли - правда, у Серёги опять заметили ракетницу, хоть та в этот раз была и без патронов. Самолёт летит всего 1 час - едва успеваешь сесть в кресло, выпить стакан сока, и вот уже начинаем снижение. С погодой в день прилёта нам несказанно повезло: небо почти ясное, и самолёт ещё заходил как раз над островом, и мы сидели с нужной стороны по правому борту. Видно было и Тятю, и озеро Валентины, и берег со стороны Охотского моря с его крутыми скальными прижимами. Одним словом, с высоты был виден весь наш маршрут, по которому нам предстояло пройти пешком, как на ладони: получилась, своего рода, воздушная экскурсия. А перед самым касанием полосы мы пролетели совсем близко от мыса Столбчатый - наиболее интересной достопримечательности острова, ради которой многие сюда едут. Несмотря на то, что мы были на ногах уже где-то 12 часов, без особого сна и отдыха, этот тёплый приём меня воодушевил. Конечно, Курилы больше известны своей дождливой и ветреной погодой, и мы знали, что так как сегодня, всегда точно не будет - но всё равно было приятно. В зале прилёта была своеобразная система раздачи багажа. Обычно транспортёры круговые, а здесь просто прямая лента, у которой есть начало и конец - и если ты не успеваешь взять свою сумку, то она просто едет дальше и падает в кучу таких же сумок, которых постигла печальная участь оказавшимися лежать на полу :) Но что поделать - здание аэропорта очень маленькое, места для кругового транспортёра не нашлось. В Южно-Курильске вообще асфальт положили только пару лет как, чего уж говорить о реконструкции аэропорта...
На улице стоял синий "ПАЗик", ожидавший пассажиров для поездки в город. Вопреки ожиданиям, посадочных мест в автобусе хватило всем - видать, каждого уже кто-то встречал, либо был заказан трансфер. Пока мы получали багаж, пока садились в автобус, пока ожидали оставшихся пассажиров - вот уже и стемнело. Интересно получилось: вылетали из Москвы - было темно, в Южно-Сахалинске провели сокращённый день, прилетели в Южно-Курильск - и вот уже опять темно :) Можно было подумать, что прошли уже сутки, ан нет - это мы так ускорились навстречу времени и новому дню. Казалось, что мы влетели в какую-то новую реальность, где нет суматохи, нервов, мобилизации и разговоров о войне, ковида, и прочих негативных вещей, к которым мы тут у себя уже успели привыкнуть. А теперь мы медленно тряслись на боковом заднем сидении автобуса, а за окном пролетали силуэты стволов каменной берёзы, все больше сливавшихся в единое чёрное пятно, словно стена непроглядной тьмы, за которой где-то там точно бродил медведь, а то и не один. Внезамно автобус стал замедлять скорость и съезжать на обочину, и все напряглись и стали оглядываться. Оказаться посреди леса в одиночку на дороге, по которой машины в такое время уже не ездят - такая себе перспектива. Но оказалось, что автобус собирается разворачиваться обратно в аэропорт. Кто-то позвонил водителю и нажаловался, что не всех пассажиров забрали. Но вот уже в "ПАЗике" стало больше людей, и наконец, мы поехали уже в город.
Ночью всё равно города было особо не видно, поэтому впечатления о нём мы решили оставить на следующее утро, а пока мы уверенно ехали в сторону Дома дружбы. На остановке напротив дома вышли не мы одни, но мы заранее не рассчитвали на возможность заселения, и имели на этот счёт план Б. Оказалось, что места для нас найдутся, правда, в восьмиместном номере. В итоге нас там проживало 5 человек, но радовало то, что у каждой кровати были свои задвигающиеся шторки, так что минимальное личное пространство всё же было. Да и соседи попались нормальные. Дом дружбы - уникальное место, и одна из городских местных "достопримечательностей". Построенный японцами ещё в 1995 году, этот дом символизирует дружбу народов Японии и России. Внутри стиль минималистичный, похож на японский. У входа нужно снимать обувь, ставить на полку, и брать тапочки из специального пула общественных тапочек. Для тех, кто брезгует, дают одноразовые белые, как в гостиницах. Но будьте готовы к тому, что после ближайшего выхода на улицу, вы их больше не увидите - кто-то другой может их взять :) Мы поначалу немного переживали за наши ботинки, без которых мы никак не сможем пройти маршрут, но всё было в порядке. На стоянке у дома стоят BMW 7-й серии и Bentley, обе машины с номерами евросоюза. Оказалось, что какой-то британец привёз их на продажу, а потом пропал без вести, а машины тут с тех пор так и стоят, а местные приходят фотографироваться на их фоне с комментариями "смотрите, как мы ездим на работу!".
На следующее утро мы решили совместить приятное с полезным - посмотреть немного город, и заодно дозакупиться оставшимися мелочами: патронами для ракетницы от медведей, и газовыми баллонами для горелки. Дело в том, что территория вокруг вулкана Тятя является охранной зоной заповедника, и там нельзя разводить костры, поэтому без горелки никак. Без патронов тоже не хотелось бы просто так бродить по острову, на котором только на нём одном обитает 200 взрослых особей медведей. И, если с баллонами нам повезло, и мы во втором попавшемся магазине их нашли, то вот с патронами оказалась совсем беда. Из Москвы мы вылетали в пятницу вечером, вчера была суббота, а сегодня воскресенье - наш технический день. Но как раз по воскресеньям, как оказалось, ни один хозяйственный магазин тут не работает. И тем более охотничий или рыболовный. Вспоминая прошлогоднюю Оху, где охотничий магазин был в подвале чуть ли не каждого дома, мы, мягко говоря, оказались озадачены.
Первое знакомство с Южно-Курильском
Застройка почти везде малоэтажная, кроме нескольких исключений
Один из причалов местного морского порта
Местные граффити
Улочки чистые и ухоженные. Асфальт есть только в городе, и то лишь с недавних пор
Побережье Тихого океана
Продавщица флиртует (наверное) с водителем брутального внедорожника
Спутниковая тарелка на козырьке подъезда
Мы обошли пешком весь город кругом где-то за полчаса, но ничего не нашли. Зато по пути сделали несколько фотографий. Как-то незаметно этот технический день пролетел. Остатки дня провели в нашем номере, дозаряжая power bank-и и перепроверяя ещё раз всё снаряжение.
Следующая часть >>