Второй спектакль, который удалось посмотреть в рамках «Северных встреч» - «Пилорама +» ярославского Волковского театра. К слову, считается одним из старейших России.
Он произвёл двоякое, но однозначно сильное впечатление.
«Весело и страшно», - как говорил новосибирский писатель
Алексей Понедельченко.
Он не имеет к спектаклю никакого отношения, но его рассказы я очень люблю и постоянно вспоминал их по ходу пьесы. Истории у него такие же атмосферные, смешные, хтонические и про простых работяг.
С одной стороны - комичные, житейские, абсурдные ситуации, забавные хлёсткие диалоги и какая-то простая бытовая мудрость.
С другой - великая русская тоска и безысходность. С морем водки, чеченским синдромом, вечной зимой, постоянной борьбой с внутренними демонами, самоистязаниями, противоречиями, мечтами о простом счастье, которому никогда не суждено сбыться.
Актёр Виталий Даушев убедительно играет сразу 7 ролей:
• глубоко несчастного, потерянного где-то на дне стакана, хорошего мастера, одинокого, упёртого, страстно любящего Саню,
• безымянного сторожа столярной мастерской, где Санька работает,
• и 5 инструментов той самой столярки - лучшие Санькины друзья (каждый со своим характером): советский токарный станок, рейсмус, немецкий фрейзер, циркулярка и простое точило.
Диалоги с друзьями это, пожалуй, самое весёлое и запоминающееся. Тем более, что они очень удачно и талантливо обыграны светом (лампы загораются над столами тех инструментов, которые начинают говорить), звуками работающих приборов, голосом актёра. Реально создаётся впечатление разговора сразу нескольких персонажей.
ФРЕЗЕР. Друзья, вы последний номер “Оборудования” читали?
РЕЙСМУС. А на хер?
ФРЕЗЕР. Там же весь материал о выставке.
РЕЙСМУС. Че за выставка? Серов что ли )))
ФРЕЗЕР. Я рассказывал, забыли, конечно. Откуда такое чудовищное равнодушие? Это же все про нас, про наше будущее.
ТОЧИЛО. У меня будущее одно - катушка сгорит и на свалку. Это Санька еще бережет, а Ромка-козел фазы переставляет, то вперед, то назад, пристроился, чтоб видишь ли переточки не было, а переточка-то не от этого, а от того что доводить вручную надо, на пасте, а лень ведь, а то что у меня перенагрузка…
ФРЕЗЕР. Лесдревмаш-16, в Экспоцентре, 28 стран-участниц!
РЕЙСМУС. Вся гейропа ваша.
ФРЕЗЕР. Саша, ну вы-то ознакомились, это же ваша профессия?
САНЯ. Я на форуме больше узнаю. А ты тут долго не протянешь, ухандокают тебя. Это пока мы с Ромкой, а летом молдаван запустят… пара коттеджей - и херак тебе.
ФРЕЗЕР. Я верю в разум. И вам советую. А вы подчинили свой разум женским капризам. Стыдно!
Сперва мне казалось, что это история про каких-то абстрактных провинциальных алкашей из хмурых 90-х.
Даже звуковое сопровождение в виде программы “Намедни” про 90-е и песни Агаты Кристи “Истерика” наталкивали на мысли, что трагедия разворачивается где-то далеко в дремучем прошлом.
“Я тебя люблю за то, что я люблю тебя
Я тебя люблю за то, что ты не любишь меня
Я тебя убью, как только я убью тебя
Я тебя убью, как только поменяю коня”
Агата Кристи - Истерика
Но мелкие детали намекали, что так только кажется. Их, конечно, можно было и не замечать. Думаю, так сделано умышленно, чтобы каждый мог решить для себя сам - насколько эта история актуальна, страшна и опасна именно для него.
После спектакля еще какое-то время его переваривал - это про ужас 90-х или про современную Россию; можно ли жалеть такого Саню или он заслуживает только осуждения; всё неизбежно катилось к трагическому финалу или последняя встреча - это лишь роковой момент, не будь которого, всё сложилось бы иначе.
Размышления (ладно хоть не диалоги с ноутбуком, кофеваркой и диваном) привели к
новости 2017 года.
Житель Подмосковья, заподозрил жену в измене, разработал план, подготовил все необходимые инструменты, вывез её в лес, избил и стал требовать вернуться к нему.
Затем достал топор, обухом начал дробить кисти рук. Потом - рубить пальцы. По фалангам. Затем отсек кисть. После этого - вторую. Пытка длилась больше часа. Женщина теряла сознание, но он бил ее по щекам, тормошил, заставлял возвращаться. Так было несколько раз.
Утром у Серпуховской больницы тормознула иномарка. Выскочил молодой мужчина. Открыл заднюю дверь и выволок, как мешок картошки, девушку. Рядом швырнул окровавленную коробку из-под обуви, в которой была порубленная кисть. Прыгнул в машину и рванул прочь.
После он даже не скрывался. Полицейские задержали его дома. Он не сопротивлялся и не пытался убежать. И даже предложил поехать в лес, на место пытки - там осталась лежать отрубленная кисть правой руки.
Возможно проще думать, что всё это происходит где-то далеко в параллельной вселенной, но для меня эта история про то, что опасные психи живут рядом с нами. Иногда даже спят со своими жертвами под одним одеялом.
Как и Санька они кажутся нам вполне себе нормальными и безобидными. Как их распознать - большой вопрос. Когда и от чего именно у них сорвёт стоп-кран - не ясно. Могут ли они совладать с собой , когда настанет обострение - загадка. Кто станет жертвой - да кто угодно. Когда это прекратится - наверное никогда.
Можно пойти еще дальше: где вообще та граница, за которой можно быть уверенным, что у человека всё в порядке с головой? Что должно случиться, чтобы пойти убивать? Обязательно наркоманить, бухать и/или страдать от тяжелых симптомов? Или стресса на работе будет достаточно? Кто уверен в себе на 100%? Мог бы на месте Сани оказаться я? А ты?
Спасибо большое всем причастным к организации «Северных встреч» и за этот мощный спектакль. ❤
“Пилорама +” не похожа на те моноспектакли, которые я видел раньше. А еще она очень отличается от двух других постановок, которые успел посмотреть в рамках фестиваля. Действительно, новая тема для рассуждений, новые эмоции, новый опыт.
Всем рекомендую хотя бы текст прочитать:
http://literratura.org/dramaturgy/3003-natalya-milanteva-pilorama-plyus.html На сцене, конечно, многое выглядит совсем иначе. Да и концовка по-другому обыграна. Но всё равно, атмосфера и посыл те же.