Продолжение экскурсии по Кабинетской (Правды) улице. Здесь
часть 1 и
часть 2 Правды 17
После того, как в 1837 году университет переехал в здание Двенадцати коллегий, освободившийся на Кабинетской участок на три дома получил Синод.
В доме 17 помещение было преобразовано в подворье. Подворье - это общежитие для приезжавших в столицу митрополитов, чтобы представительствовать в синоде. В угловом помещении синод устроил церковь во имя
Митрофания Воронежского . С этих пор это здание называлось - синодальное подворье Митрофания Воронежского. Считается, что именно Мирофаний в 1700 году наставил Петра отвоевать назад у шведов это место и основать здесь наш город, за что и был позже канонизирован.
Правды 15
В этом доме с 1888 года разместилась синодальная типография. До этого типография размещалась в здании синода на Петровской площади, но из-за существенного расширения к 1870-м печатной продукции решили построить отдельное здание типографии на территории Митрофаньевского подворья. Проект и смету составил архитектор Д.В. Люшин, служивший в это время в Синоде. Здание типографии предписывалось поставить так, чтобы «существующие постройки, службы при них и сад не потерпели ущерба». Поэтому четырехэтажное здание на подвалах архитектор проектировал перпендикулярно улице.
Только в этой типографии и такой же московской печатались богослужебные книги для всей страны.
Синодальная типография, по своему оборудованию, называлась образцовой, так как в ней были своя стереотипная, словолитня, брошюровочная и переплетная мастерские. Наборный зал в типографии был светлый, просторный и хорошо вентилируемый. В центре - широкий проход, по сторонам которого стояли шрифты-классы. На левой стороне набирали церковно-славянский текст, на правой - гражданский. Набор церковно-славянского текста выполнялся намного труднее гражданского, так как в нем много условных знаков, и потому от наборщиков требовались особая подготовка, внимание и опыт.
Это типография и сейчас является современным полиграфическим предприятием. Выпускает проездные документы строгой отчётности.
Правды 13
В 1891 году обер-прокурор Победоносцев предложил построить церковь в память
о крушении поезда в Борках . Кроме того, была необходима «лаборатория» по отрабатыванию новых форм преподавания закона божия. Таким образом, решили создать образцовую церковно-приходскую школу. Синод эти идеи поддержал, но дело не двигалось до 1894 года, когда умер Александр III, который был учеником Победоносцева и во всём его поддерживал. Победоносцев опять выдвинул идею, что нужно построить такое здание. Но опять всё задержалось. Строительство началось перед самым ХХ веком.
В этом здании на первом этаже разместили издательские учреждения синода, на втором этаже были классы школы, а вот на третьем этаже, где двойные окна с гирьками, где резные каменные наличники, майоликовыми по-нашему сандриками, а по церковной архитектуре закомарами, с которых в советское время были сбиты золочённые двуглавые орлы (остались только желтые пятна), заседал училищный совет.
Сандрик
При этом здании с отдельным входом поставили церковь в память об Александре III во имя святого Александра Невского.
В арочном проёме на фасаде до 1954 года была огромная мозаика выполненная по оригиналу академика живописи А.Н. Новоскольцева в мастерской Фролова, которая изготовляла мозаики для Спаса-на-Крови. Мозаика изображала Христа благословляющего детей, а на переднем плане всех детей Александра III. При советской власти мозаику заштукатурили, но видимо она осыпалась, и изображение Христа постоянно проступало. Поэтому в 1954 году мозаику окончательно уничтожили.
Наверху были четыре иконы с покровителями членов семьи. Две иконы расчищены.
Здание построил архитектор Померанцев.
Майоликовый фриз с изображением русских чертополохов.
На этом месте была бронзовая доска, сообщающая, что храм построен в память Александра III.
С восточной стороны был витраж.
Всё здание выдержано в формах московской архитектуры XVII века, то есть того самого времени, когда начала царствовать династия Романовых.
Декретом от 9 сентября 1918 года в целях развития в России «фотографических и фототехнических знаний и промышленности, а также возможно быстрого поднятия уровня профессионального образования во всех областях оптического, фотографического, фототехнического и печатного дела, равно и для специальных научных изысканий, учреждено в Петрограде Государственное высшее учебное научно-промышленное и культурно-просветительское установление под наименованием Высший институт фотографии и фототехники».
В этот институт киноинженеров на электротехнический факультет в 1939 году поступил мой папа. Но потом он заболел туберкулёзом, затем война, блокада. Поэтому в этом институте он учился недолго.
1 - Митрофаньевское подворье
2- типография
3 - Институт киноинженеров