В 35 км на восток от Борисова, Минской области, есть деревня Зоричи, которая до 1978 года называлась Сморки. В 1918 году с февраля по ноябрь Сморки оккупированы немцами. Во время Польской войны с января по май 1920 года через Сморки проходила линия фронта. С 3 июля 1941 по 29 июня 1944 деревня снова оккупирована. Здесь располагался штаб первого батальона Легиона французских добровольцев против большевизма (Légion des Volontaires Français contre le Bolchévisme) ЛФД.
Организаторами ЛФД являлись Марсель Бюкар («Франсистская партия»), Жак Дорио («Французская народная партия»), Эжен Делонкль («Социальное революционное движение»), Пьер Клементи («Французская партия национального единства») и Пьер Костантини («Французская лига»).
В газете «Французская лига» 10 июля 1941 г. было написано следующее: «Против варваров века, против врагов рода человеческого, против самой людоедской интриги наконец-то выступило самое грозное войско […] общественного спасения от чудовищной расы москвичей и калмыков». Европейская пропаганда утверждала, что русское население страдает от «азиатского и еврейского варварства». Создание ЛФД преследовало благородную цель - крестовый поход против большевиков, спасение, защита европейской цивилизации, христианства. При этом сам Легион рисовался как наследник Великой армии для реванша поражения Наполеона.
Требования к добровольцам были следующими: не еврейское происхождение; от 18 до 30 лет для солдат, капралов и унтер-офицеров; для офицеров - до 40 лет; минимальный рост 160 см; отсутствие судимостей. Денежное довольстве рядового от 3000 франков плюс разные надбавки, что в 5-6 раз превышало среднюю зарплату рабочего. До лета 1942 г. в ЛФД приняли около 3000 добровольцев, позднее еще примерно столько же.
В ноябре 1941 г. легионеры шли к Москве той же смоленской дорогой, по которой в 1812 году прошла Великая армия. Интересно, что по их воспоминаниям в ноябре 1941 в Смоленске был мороз -40*. Конечно таких морозов не было, просто французы снова стали замерзать, как 130 лет назад. Вот и выдумали про морозы. С некоторым злорадством прочитала воспоминания Реми Урдана о переправе через Днепр в оккупированном Смоленске («прибытие в Смоленск было катастрофическим...»). Можно подумать, это не Днепр, а Березина, и ноябрь не 1941, а 1812.
24 ноября - 8 декабря 1941 французы участвовали в атаках у Дютьково и Асаково (8-9 км юго-западнее Кубинки) и проявили себя таким образом, что немецкое командование их вежливо поблагодарило, кого-то наградило и отправило обратно в тыл, заменив немецкими частями. Бросив тяжелое вооружение, замерзающие французы той же смоленской дорогой отползли к Смоленску. 12 января 1942 их поездом привезли в Витебскую область. После чего Легион был переформирован. ЛФД переименовали 638-й французский гренадерский полк, состоявший из двух батальонов - первого и третьего, второго не было так как новый первый был сформирован из старых первого и второго. Французов перевели в Белоруссию, где они проводили карательные операции против партизан.
В сентябре 1942 первый батальон разместился на постой в деревнях рядом Борисовым. Командный пункт батальона, вместе с немецким штабом связи, расположился в деревне Сморки (сегодня деревня называется Зоричи), остальные в Денисовичах, Выдрице, Больших Ухолодах, а также в Велятичах, Оздятичах и Лавнице. В Сморках в штабе было около 100 человек.
Подробно история ЛФД изложена в книге
Бэйда О. И. «Французский легион на службе Гитлеру. 1941-1944 гг.» Третьим командиром первого батальона с 22 декабря 1942 г. был Симони. Впоследствии Симони оставил достаточно подробный рапорт о своей деятельности в качестве командира батальона.
Ситуация по прибытии для Симони выглядела так: «Различные роты занимают территорию примерно в 600 квадратных километров. Большая часть из них разделена на взводы, нередко на полувзводы или боевые группы, и занимают опорные пункты». То есть французы сидят малыми группами на большой территории, они слишком слабы, чтобы противостоять партизанским отрядам, но если французов собрать вместе, то произойдет потеря влияния в тех местах, где находятся эти полувзводы.
В зоне ответственности первого батальона действовало две группы партизан (800 и 300 человек).
Симонии собрал батальон и ударил по деревне Сыч, расположенной примерно в 10 км на юго-запад от Оздятичи. Деревня Сыч считалась центром партизанской активности. Партизаны были разгромлены, также сожжены четыре деревни и убиты мирные жители. Так что остаток зимы для французов прошел относительно спокойно. Потом партизаны собрали силы, мелкими группами по 5-15 человек подбирались к командному пункту в Сморках и совершали диверсии на железной дороге. 29 марта 1943 был бой в деревне, расположенной в четырех километрах западнее Сморков. После которого партизаны отошли за Березину в Мурово (5 км на юг от Оздятичи). Симони удалось перехитрить партизан, захватить их в плен и казнить.
Летом и осенью 1943 г. партизаны чаще стали утраивать засады, французы каждый день занимались одним и тем же - патрулировали, удерживали блокпосты и опорные пункты, снова патрулировали. Монотонность службы затягивала как в белорусское болото. Чтобы морально поддержать легионеров из Франции прибыла делегация, провели парады, раздали награды. В Сморках делегация посетила кладбище легионеров, а также раненых в госпитале. Вояж снимался на пленку. Немецкий оператор смог даже заснять антипартизанскую зачистку, в которой участвовал третий батальон. Этот киножурнал можно и сейчас посмотреть по этой ссылке
https://archive.org/details/1943-07-07-Die-Deutsche-Wochenschau-Nr.670 («Германское еженедельное обозрение» «Die Deutsche Wochenschau», в № 670, от 7 июля 1943 г.). Про французский легион в кинохронике с 16-й минуты, уничтожение домов, убитые люди. Потом в кинохронике сюжет из Пскова - мирная жизнь, никаких партизан, демонстрации и парады, счастливые люди без большевиков. С пропагандисткой целью все получилось очень удачно.
Впоследствии дополнительный материал, повествовавший о жизни двух батальонов, вышел во Франции в качестве отдельной киноленты под названием «Форт Камбронн» («Fort Cambronne»)
Click to view
Прямая ссылка на фильм
https://www.youtube.com/watch?v=ISR6cZggFTw , там любопытно читать комментарии наших современников. Также на этом канале несколько кинороликов из жизни ЛФД:
https://www.youtube.com/user/Histoirefrancaise/videos Партизаны минировали дороги. Французы впереди себя пускали повозку, которую вел возница, известный своими связями с партизанами. Жестокий метод позволил сократить минирование дорог.
В феврале 1943 г. из Сморков в разное время под видом антифашистов к партизанам прибыло 18 французов. Среди них был унтер-офицер Лили Рене. Партизанская контрразведка тщательно наблюдала за перебежчиками. Лили Рене и еще трое были разоблачены. Оказалось, что Рене был старшим шпионской группы. Они должны были передать в Сморки в штаб сведения и дислокации партизан, вооружении, количестве людей.
Партизаны доносили в центр о действиях диверсионных групп: «Дер. Сморки, Борисовский район, где находился военный склад батальона французов. Диверсионной группой в количестве 3 человек ст. […] было дано задание взорвать этот склад. В сентябре месяце 1943 г. склад был взорван, в нем сгорело 200 ящиков мин и снарядов, 100 ящиков патронов, 86 ящиков гранат, около 20 велосипедов и др. военное имущество».
По данным партизанской разведки в конце декабря 1943 г. было намерение применить отравляющие вещества, для чего в штаб были доставлены жидкие отравляющие вещества в баллонах емкостью 40 литров каждый. Баллоны поступили в гарнизоны в Сморках, Выдрице, Больших Ухолодах, Велятичах, Ухвалах, Озятичах, Мурово и др. Солдатам выданы противогазы. Также в каждой роте были подготовлены дегазационные отделения, личный состав отделений получил противоипритные костюмы, и были проведены занятия по химической подготовке. Остается неизвестным, были ли применены именно французами ОВ на практике в борьбе против партизан.
13 июня 1944 большой патруль попал в засаду, партизаны убили до 100 французов, в это число входят и пропавшие без вести. Первый батальон понес самые тяжелые потери за все время пребывания в Белоруссии. История ЛФД стала подходить к концу. 18 июня поступил приказ легионерам возвращаться во Францию. Но не все смогли сразу эвакуироваться. 22 июня началась операция «Багратион». А 25-27 июня немцы наконец-то разрешили французам повоевать. Французы дали 36-часовой бой в 30 км восточнее Сморков, у деревни Бобр. К утру 27-го силы закончились, но свою задачу вместе с немцами они выполнили, задержали наступление наших. 29 июня 1944 г. Сморки были освобождены. Потом французы отступали к Минску, по дороге теряя своих людей. Ко 2 июля в лагере собралось всего около 600 человек из первого и третьего батальонов ЛФД, откуда они с трудом добрались до Германии. 20 ноября 1944 г. ЛФД был официально распущен.
****
Мы были в Сморках (Зоричах) летом прошлого года, 23 августа 2021. Ездили, чтобы посмотреть на деревянную Успенскую церковь 1852 года постройки. Церковь, памятник архитектуры, пережила немцев в 1918, поляков в 1920, французов в 1941-1944, большевиков. И никто эту церковь не тронул. Службы в церкви не прекращались, церковь всегда оставалась действующей. Почему так? Может быть потому что строили церковь и служили в ней достойные люди.