Николай де-Мелло, католический монах августинского ордена, замечательно странной судьбы человек, находился в Ростовском Борисоглебском монастыре в 1607-1612 гг., а всего в России был около четырнадцати лет.
Родом он был из Португалии. Еще юношей, в Испании, или в Мексике, около 1578 года, вступил в орден св. Августина. Шесть лет он проповедовал в Мексике, затем в 1584 г. был переведен на Филиппинские острова, где, изучив местный язык, с успехом проповедовал до 1599 г.
В Маниле проповедник познакомился с семьей, которая переселилась сюда из Японии. Все они обратились в христианство. Одному из сыновей дали имя Николая в честь духовного отца. Новокрещенный юноша вступил в орден св. Августина.
В 1599 г. отец Николай был выбран для поездки к орденскому начальству в Европу, также на него возложили разного рода ходатайства при папской курии и при испанском дворе. В путь отец Николай отправился вместе с молодым японцем братом Николаем. Сначала они прибыли в Индию в Гоа. К несчастью, готовых к отплытию кораблей не было, и, чтоб не терять времени, они решились ехать сухим путем.
Сначала обстоятельства складывались благоприятно. Персидский шах Аббас I принял их хорошо. В это время шах отправлял посольство в Европу для заключения союза против турок. К этому посольству и присоединились отец Николай и брат Николай. Руководил посольством англичанин Антоний Ширли (
https://en.wikipedia.org/wiki/Anthony_Shirley ).
Эта поездка и стала началом всех последующих злоключений, а затем их гибели.
Послы прибыли в Астрахань в начале октября 1599 г., откуда сначала Волгой, затем сухим путем, прибыли к зиме в Москву.
Из разных источников известно, что во время путешествия Ширли и отец Николай постоянно конфликтовали.
В Москве де-Мелло поселился в доме придворного врача из Милана, католика, Павла Читадина (Paolo Cittadini). У него отец Николай совершал богослужения и даже окрестил новорожденную дочку по католическому обряду.
По мнению о. Николая на него донес Ширли. У отца Николая сделали обыск, нашли послания к папе и испанскому королю. Все это показалось крайне подозрительным. Началось следствие. Отец Николай русского языка не знал, переводчиками были англичане. На английских купцов еще Поссевин жаловался. В результате Борис Годунов сослал отца Николая вместе с братом Николаем на Соловки. В Соловецком монастыре об этом сохранилась грамота 1600 года «о присылке в монастырь под начал гишпанские земли чернца Николая с человеком его».
Возможно, для ареста были веские причины. То было время, когда против России велась религиозная и политическая борьба. С одной стороны православный восток. Вспомним православную Польшу в лице Вишневецкого, Острожского, Понятовского, Огинских и других. С другой стороны воинствующий католицизм в лице папской курии. Как известно в Польше это привело к введению унии и практически полному уничтожению православия.
Шесть лет оба Николая провели на Соловках. Думаю, что брат Николай был первым японцем, заключенным в монастыре. Через триста лет вторым заключенным японцем на Соловках был в 1930-х штабной полковник (
Стиркой белья для элиты занимался и японский полковник. Я видел неоднократно как он почтительно кланяясь, с очаровательной улыбкой, преподносил конверт с ослепительно белым бельем заведующему Электропредприятий Гейфелю, точно какой-то особо драгоценный дар своему высокому повелителю).
Неизвестно, какими путями сведения о невзгодах де-Мелло дошли до Рима, и папская курия заинтересовалась его участью. В 1604 году польское правительство дало делу ход. Кроме того, папа Климент VIII поручил кармелитам, ехавшим в Персию через Россию, замолвить слово за изгнанника.
В это время царем был уже самозванец Дмитрий. Он уладил дело немедленно. Николай де-Мелло был вызван в Москву.
Но пока де-Мелло вместе с братом Николаем спешили в Москву, 27 мая 1606 года Дмитрия убили, и на престоле был Василий Шуйский. Царь стал выяснять, что за человек такой? Переводчиками на переговорах опять были неизбежные коварные англичане. Они так ловко переводили, что в результате де-Мелло вместе с товарищем отправили в заключение в Борисоглебский монастырь.
Содержались оба Николая довольно строго. Брата Николая довольно назойливо пытались переманить в православие. Таким притеснениям отец Николай почему-то не подвергался, о чем он сам писал.
По сообщением А.А. Титова латинский чернец был дружен с затворником Борисоглебского монастыря Иринархом, который был тогда в большом почете, сносился с царем Василием Шуйским, принимал однажды у себя князя Пожарского.
Сохранилась отрывочная переписка отца Николая с Юрием Мнишком, который был в это время пленником в Ярославле. В письмах де-Мелло передавал монастырские слухи. Поражает осведомленность человека, который содержится под строгим надзором. Однажды де-Мелло встречался в монастыре с каким-то человеком, судя по всему сторонником самозванца.
После убийства Дмитрия летом 1606 года в Ростов было сослано несколько польских панов. Вероятно от них -де-Мелло окольными путями узнал о пребывании Мнишка в Ярославле. Непонятно, каким образом де-Мелло ухитрился посылать письма. Однако достоверно известно о трех полученных паном Мнишком письмах.
В первом письме де-Мелло рассказал всю свою жизнь: пребывание в Америке и Азии, московские превратности. Просил, чтобы Мнишек ходатайствовал за него в Риме и Мадриде.
Из второго письма понятно, что борисоглебские чернцы были гораздо лучше осведомлены, чем ярославские узники. В Борисоглебском знали все, что происходило в Москве. В этом втором письме описан боярский бунт. Только вот письмо было отправлено в 1607 году, а бунт случился в 1610, т.е. через три года. А все события описаны с поразительной точностью. Получается, что в монастыре с одной стороны заранее знали о готовящемся заговоре против Шуйского и с другой - о том, что Шуйский с самого начала правления собирался заточить тех бояр в монастырь.
По всей вероятности сам де-Мелло ничего не сочинял, а приводимые им слухи действительно были. Да и как бы иностранец в монастырской келье смог бы выдумать отчасти верные сведения.
От Мнишка де-Мелло получил денежную помощь и кое-что из одежды.
30 ноября 1611 года умер (был казнен?) брат Николай.
Около 1612 года для де-Мелло наступило избавление. Муж царицы Марины Мнишек, Иван Мартынович Заруцкий, хлопотал об освобождении отца Николая. Зачем это было нужно Марине, Заруцкому? Отца Николая освободили, он приехал к Марине и вместе с ней перебрался в Астрахань. Марина думала перебраться в Персию. Но не успела. Она бежала на Яик, немногие согласились ее сопровождать. Как известно, беглецов окружили на Медвежьем острове. Казаки защищались недолго и выдали Заруцкого, Марину и отца Николая. Это подтверждается письмом 11 июля 1614 года астраханских воевод Одоевского и Головина к казанским воеводам Воротынскому и Ушатову, где упоминается, как спутник Марины, плененный вместе с ней, «чернец Миколай».
Что случилось дальше и какая участь постигла де-Мелло, трудно установить.
--
Фотографии Прокудина-Горского, 1911 год