Село Поречье-Рыбное

Jan 25, 2021 20:16

5 апреля 2019, пятница

«Остается порекомендовать всякому побывать самому в замечательных во многих отношениях порецких храмах, да кстати познакомиться и с бытом поречан и с их промышленною жизнью, заслуживающею всякого внимания, вместо того чтобы в качестве скучающих туристов в летнее время устремляться в неведомую даль вошедших в моду мест всевозможных вояжей» (Ярославские епархиальные ведомости, 1900, № 48).
Мы подумали, что совет дельный и решили по дороге из Ростова в Борисоглебский заехать в Поречье-Рыбное, чтобы посмотреть на знаменитую колокольню, которая, несмотря на то, что является памятником архитектуры федерального значения, пока еще держится, а от храмов остались руины.




Село Поречье большое, в середине XIX столетия здесь было 412 домов, 2622 жителя, а в Вятском 160 домов, 740 жителей (о последнем рассказывала в предыдущей записи).
Начало существования села скрывается в отдаленной древности; при Иване Калите и сыне его Димитрии Донском оно уже упоминается в летописях. Поречье переходило из рук в руки, но в XVI столетии сделалось исключительно царскою вотчиною и было местом царской охоты, а в конце этого столетия часть села была уступлена ростовским митрополитам, из числа которых, пользовалась особым расположением Филарета Никитича. Сын его, Михаил Феодорович в 1629 году дал жителям села исключительное право рыбной ловли на Ростовском озере (Неро) со входящими и исходящими из него реками, а также безраздельное право на лодочные перевозы, что послужило к развитию их материального благосостояния и причиною зависти к ним других крестьян, живших в других прибрежных селах. Царь Алексей Михайлович увеличил оброк и отнял у поречан большую часть озера и передал крестьянам села Угодич. Положение поречан стало тяжелым, но благодетельным по последствиям.
Нужда заставила поречан искать средств для удовлетворения их потребностей. Земли у крестьян было мало. Хлебопашество при таком количестве земли не могло обеспечить их существование. Скотоводство по той же причине невозможно. Огородничество при том же количестве земли требует труда более чем хлебопашество, но имеет то преимущество, что дает возможность огороднику извлекать из земли гораздо больше выгоды.
Здесь очень хорошая земля, прекрасные климатические условия и удобное расположение, позволяющее дешево перевозить продукцию на рынок в Ростов.
Богатство крестьян стало заметно увеличиваться. В селе была деревянная Петропавловская церковь. К 1767 году завершилось строительство каменной летней Петропавловской церкви. К 1772 году Поречье достигло цветущего состояния. Императрица Екатерина подарила село Григорию Орлову в благодарность за избавление Москвы от чумы.
Эпидемия чумы 1770-1772 гг. была последней крупной вспышкой в Европе. Во время пика эпидемии с июля по ноябрь 1771 в Москве ежедневно от моровой язвы умирало более тысячи человек. Орлов предпринял ряд энергичных мер, которые дали положительные результаты: объявил карантин, Москву разделили на участки, производили учет и изоляцию больных, открыли несколько изолированных инфекционных больниц, увеличили жалование врачам, открыли новые бани, дезинфицировали жилища и т.д. Эпидемия пошла на спад: в сентябре умерло 21,5 тысяча человек, в октябре - 17,5 тысяч, в ноябре - 5,2 тысячи, в декабре - 805 человек. Интересно, что выписанные из самоизоляции получали деньги. Эта мера оказалась более эффективной, чем самые строгие запреты.

Через некоторое время Григорий Орлов продал Поречье братьям, под управлением которых село продолжало улучшаться: в 1799 г. крестьяне построили зимнюю Никитскую церковь, в 1782 г. летняя Петропавловская была украшена новым золоченым иконостасом и настлан чугунный пол.
Наконец в 1784 г., Поречье было куплено у братьев Владимиром Григорьевичем Орловым (1743-1831) , который владел Поречьем до 1831 года.
За три десятилетия, начиная с 1784 г., благоустройство села пошло еще более быстрыми шагами: на улицах появилось много каменных домов; церкви украсили живописью, серебром, золотом и драгоценными камнями; крестьяне стали откупать землю под огороды в других местах; внутри домов появилась «позволительная роскошь»; грамотность распространилась даже между небогатыми жителями - некоторые крестьяне владели порядочными библиотеками!
И все это благодаря попечению помещика, руководившего при управлении имением в соответствии с определенными правилами.
Для себя Орлов выработал следующие правила:
«Быть для своих крестьян не столько господином, столько отцом; смотреть на них не как на материальную силу, кою можно употреблять по произволу в орудие для удовлетворения своих потребностей и прихотей, но как на существа разумные, имеющие право на самодеятельность; заботясь о своих выгодах, не забывать и счастия своих подчиненных».

Для сельского правления было 23 правила, которые были то же, что закон для чиновников. Первое правило -
предоставлять крестьянам право самостоятельно избирать из своей среды управляющих.
Остальные правила в кратком изложении:
«Главный управляющий - выборный бурмистр, у него несколько помощников; для решения споров ежегодно выбирать способных людей; с бедных брать земельный оброк, раскладываемый на зажиточных, но земли у бедных не отбирать; порочных крестьян стараться исправлять, в случае неисправности сначала штрафовать, и уж потом совсем неисправимых наказывать; не позволять разделы земли; с соседями жить мирно, избегая ссор, но в случае насильственного захвата чужой земли немедленно разбираться; крепостных девиц разрешалось отдавать замуж за посторонних только с взносом платежа, за своих же из другой вотчины бесплатно; крестьянам, желающим купить себе работников, необходимо брать разрешения у бурмистра, а последний должен следить чтобы они купленных людей держали добропорядочно и, в случае дурного обращения, людей отбирать; порядочных людей покупать в работники запрещается; следить чтобы в вотчине не было беглых, воров; всем торговцам держать слово честно; напитки продавать в погребах, корчемство запрещалось; на случай пожара у всех должны быть необходимые вещи, сено и солому на дворах не класть, летом у каждого дома должна быть вода, все дома строят в линию и улицы должны быть широкими, бани строить вдали от домов, лавки строить каменные, базарная площадь широкая; всем жителям иметь попечение о нуждах своей церкви; раскольников оставить в покое, не принуждать к обращению».

Благодаря такому благоразумному управлению, Поречье достигло такого цветущего положения, что император Александр I решил лично посетить село. Он прибыл 24 августа 1823 года в 8 час. по полудни. Отслушав молебен в Петропавловской церкви, он осмотрел ее достопримечательности, принял хлеб-соль и продолжил путешествие. В Москве император лично благодарил Орлова за сделанный поречанами прием и в заключение сказал, что он желал бы, чтобы везде были такие крестьяне, как в Поречье.

В самом конце XVIII столетия крестьяне построили колокольню высотой 44 сажени.

Я попросила чтобы П. для масштаба встала рядом с колокольней. Вот она идет:


А здесь она уже стоит, но в тени ее плохо видно, поэтому я обвела ее красной рамкой:


В XIX столетии о колольне писали, что она «по замечанию знающих путешественников, прелестью архитектуры далеко превосходит известную всем красоту колоколен Троицкой лавры и кремлевского Ивана Великого. Нижний ярус ее с закругленными углами, обставлен восемью огромными колоннами коринфского ордена с башенками на углах, на которых вместо крестов поставлены большие золочения звезды. Второй ярус окружен полуколоннами. В третьем помещены десять колоколов с главным из них в 525 пудов весом и вторым в 319. Четвертый ярус - глухой, занят поставленными в нем часами с четырьмя по сторонам циферблатами. В пятом - одиннадцать часовых колоколов. Вышина всей колокольни с водруженным на ней крестом сорок четыре сажени. Из Ростова, за десять верст расстояния, она кажется громадным столбом и невольно возбуждает изумление. И такое здание сооружено не каким либо заморским архитектором иностранцем; его выстроил местный порецкий крестьянин Алексей Степанов Козлов».

Современные авторы оспаривают, что колокольня могла быть построена бурмистром Козловым. Они считают, что он только руководил строительством. Но в любом случае колокольня была построена крестьянами за свои деньги.



В 1970-х годах проводилась реставрация и обмер колокольни, по чертежам высота ~ 84 м, в 2017 г. было проведено лазерное сканирование, таким образом по последним данным высота составляет ~82 м, отклонение от вертикали незначительное - ~35 см.





В конце XIX столетия поречане капитально отремонтировали и отреставрировали зимнюю церковь св. вел. Никиты. Резные, позолотные и живописные работы проводились лучшими мастерами. Бронза и медь не использовались, только золото, серебро и драгоценные камни.


«Священная утварь обоих храмов - многоценная и изящная по своим наружным формам. Особого внимания стоят: 1) большое евангелие, печатанное в 1757 г. крутом обложенное серебряным окладом, весит 1 пуд 27 фунтов; 2) напрестольный серебряный крест, положенный на аналогии, более аршина длины и соответственной ширины, со вложенными внутри частицами мощей разных святых, весит 12 фунтов 57 золотников; 3) первые сребропозлащенные сосуды, замечательные по художественной отделке, весят слишком 12 фунтов 4) лучшая из дарохранительниц пробного серебра, позлащенная через огонь, большого размера, выше полутора аршина, имеет в себе весу 22 фунтов 38 золотн. Всего серебра в священной утвари и в ризах на святых иконах более двадцати пяти пудов» (ЯЕВ, 1883, № 4). Жемчуг и бриллианты на ризах вообще никто не считал.

Так откуда же у поречан было такое богатство? Кроме упомянутого выше огородничества, поречане занимались рыбной ловлей и отходничеством.

«Рыбная ловля в озере производится во всякое время года, а в реке Где, арендуемой на пространстве трех верст от ее впадения в озеро, только в известные сроки времени и особыми способами, употребляемыми жителями того села. Река запруживается; расположение в ней рыбы на пространств запертого трехверстного ее протяжения обеспечено бдительною стражею, которая ходить дозором по берегам реки и имеет право предать суду всякого, кто осмелился бы закинуть даже только уду до наступления урочного времени» (ЯЕВ, 1883, № 4).

«Крестьяне села Поречья-Рыбного, Ростовского уезда, Ярославской губ., в первую половину декабря наловили в реке Где до 30 тысяч пудов разной рыбы: такого богатого улова не было слишком 25 лет. Сюда обыкновенно пріезжают покупатели из Тверской и Владимирской губерний, во нынче их приехало мало, и потому цены на рыбу были чрезвычайно низкие -до 25 копеек за пуд. Ловилась более мелкая рыба: окунь, плотва, ерш и налим». (См. Сельский Вестник 1897 года № 1).



В 1897 году Колесников Василий Александрович издал руководство «Огородничество в селе Поречье Ростовского уезда Ярославской губернии с объяснениями о возделывании огородов и во всякой другой местности».
Он пишет, что крестьяне села Поречья выращивали цикорий, горох, капусту, картофель, огурцы, свеклу, морковь, петрушку, лук, чеснок, брюкву, бобы, фасоль, шпинат и редьку. Некоторые, кроме обыкновенных огурцов, садят еще огурцы корнишоны парижские (для маринования), редис, салат и репу. Душистые травы садят или сеют следующие: мяту немецкую, мяту английскую, мяту русскую, шалфей, майоран, кардобенедикты, чабер душистый, эстрагон, цитрон мелиссу, вейнруту, тимьян летний, базилик, иссоп, зорю, анис, укроп душистый и другие.

Но домашнее огородничество и рыболовство не были главными источниками богатства в Поречье. В 1885 году А.А. Титов писал:
Как по всем вообще краям России богатство растекается преимущественно из столиц, так и жители Поречья черпают его из этого же источника. Здешнее население бывает налицо только зимою, а в летнее время более половины жителей рассеиваются по столичным и губернским городам. Главный предмет их промышленности, здесь как и дома,- огородничество, для которого земля многими из промышленников приобретена в собственность, а другими берется на откуп.

Уроженцы Поречья считались лучшими огородниками в России; все огородохозяева всегда охотнее нанимали этих огородников и давали им больше жалованья.

Описание села в 1885 году:
В селе четыреста домов, расположенных по шестнадцати улицам на берегах реки Гды и небольших речек, в нее втекающих, на пространстве трех квадратных верст. Между зданиями считается 82 дома каменных из которых многие могли бы с честию стать в ряду зданий какого угодно губернского города. Некоторые улицы состоять почти сплошь из каменных домов. Среди села красивая, большая площадь, огражденная с южной стороны прелестною группою церковных зданий, а с прочих сторон улицами, состоящими большею частию из каменных домов, из коих многие имеют при себе мелочные лавочки, снабженные всем нужным не только для удовлетворения потребностей обыкновенного хозяйства, но и для роскоши. Часть площади занята общественными каменными корпусами волостного правления, гостиного двора и народного училища. Главная, пересекающая село улица вымощена диким камнем.

Зимой 1930 года сотрудники ростовского музея приезжали в командировку в Поречье. Сергей Федорович Агафонов 2 февраля фотографировал церкви и колокольню. Храм Никиты Мученика был разорен 19 января 1930 года, а убранство собора Петра и Павла еще не было уничтожено. Сотрудники музея писали Луначарскому о ценности собора - его архитектуры, фресок, икон и предлагали в соборе устроить музей, чтобы его сохранить ( отсюда ).

Фотографии сделанные 2 февраля 1930 года С.Ф. Агафоновым:

Разоренный храм св. Никиты Мученика. На столе какие-то стаканы, здесь устроили клуб:


Храм св. Никиты Мученика:


Петропавловская церковь:


Внутреннее убранство Петропавловской церкви еще пока не разоренное:






Но нет, не удалось сохранить. В 1938 году Петропавловская церковь была закрыта, использовалась в качестве склада. В храме Никиты Мученика был клуб, в 1990-е случился пожар.







Рядом было кладбище. В советское время надгробные плиты использовали для строительства котельной при клубе, а также для других построек. Клуба нет, котельная развалилась, часть плит и надгробий установили рядом с храмами:


Продолжаю читать Ярославские епархиальные ведомости за 1885 год:
Но справедливость требует сказать, что село Поречье пережило высшую грань развития своей промышленности и материального достатка и начало клониться к упадку. Многие дома заметно стоят не ремонтированными от недостатка ли средств или же от переселения жильцов их в другое место жительства. Нередко показывались ветхие крыши, побитые стекла, разрушающееся заборы. У других домов половина отломана, и место ее ничем не занято. Остающаяся часть дома выглядывает бесприютною сиротою или как горький вдовец, потерявший любимую подругу жизни. Рядом с каменными домами стоят покачнувшиеся лачуги обедневших поселян, у которых нет возможности как-нибудь поправить свою хату, - и бедное здание клонится к разрушению. Причиною, упадка материального благосостояния жителей служит прежде всего недостаток земли, не более полуторы десятины на каждую ревизскую душу. Народонаселение возрастает и становится вынужденным довольствоваться более и более мелкими частями земельных наделов. Затем на понижение уровня материального благосостояния много повлиял упадок цен на огородные продукты, прежде возделывавшиеся преимущественно в селе Поречье. Культура огородных растений: зеленого горошка, цикория и других распространилась по всему пространству Ростовского уезда; предложение выработанных продуктов начало превышать спрос на них, стало выше размеров годичного потребления. Цены упали; с ними пошатнулось и благосостояние села. В добавок к тому более состоятельные семейства, занимавшаяся торговлею, переселились на жительство в разные города и столицы, а вместе с тем уничтожили и торговую деятельность на месте своей родины, - и село Поречье по необходимости должно будете стать в ряду обыкновенных торговых сел, которых развитие не может простираться выше нормальных границ для каждого из них.







На заднем плане справа от дома видна огромная теплица:


Сейчас в Поречье живет почти 2000 человек. Овощной консервный завод, несмотря ни на что работает. Зарплата от 10 до 15 тысяч рублей. Как и раньше поречане выращивают на продажу овощи, сейчас хорошо идет рассада - по 10-20 рублей за штуку. За сезон в среднем можно выручить до 700 тысяч рублей. Но вложений порядка 300 тыс. в теплицы, плодородную землю, семена и прочее никто не отменял (информация от местных жителей ). Точно так же как и в конце XIX столетия многие уезжают в разные города и столицы. Летом более тысячи человек приезжают к родственникам.

Сюжет 2018 года о жизни в Поречье, о музее, о богадельне:

image Click to view


https://youtu.be/4C1ls0X0wOk

Богадельня (хоспис на самом деле) открылась в 2018 году и является одной из лучших в стране. Вот их сайт Дом милосердия кузнеца Лобова , вся помощь бесплатная. Принимают жителей Ростовского, Борисоглебского и Гаврилов-Ямского районов Ярославской области.

В настоящее время Поречье-Рыбное хотят сделать одним из первых «социальных сел» России. Это означает поселение, жизнь которого завязана на крупном социальном учреждении (больница, интернат, университет). Воплотить в жизнь идею «социального села» помогают фонд помощи хосписам «Вера» и Агентство стратегических инициатив. С их помощью дизайн-студия разработала проект развития общественных пространств поселка:






На сайте администрации Поречья опубликован отчет о работе за 2019 год . Доходы бюджета 15 млн. рублей. Перефразируя А.А. Титова можно сказать, что как и 150 лет назад у нас богатство сосредоточено только в столицах. Например, в декабре 2020 года на Дворцовой установили елку за 13 млн. руб.
В ноябре 2020 года Общественная палата Ярославской области провела конференцию «Сохранение и возрождение исторических сёл Ярославской области» . Там речь шла о трех селах: Курба, Великое и Поречье-Рыбное.
А еще раньше инициативные люди писали и в Минкульт, и Патриарху. Но все как-то не торопятся помочь. Тогда активисты придумали сделать подсветку колокольни, чтобы ее было видно с московской трассы (4 км). Собрали пожертвования и сделали.

В новостях 27 сентября 2019 рассказывают о реализации проекта. Можно видеть как колокольня словно прекрасная свеча светит в темноте (на 8:40 минуте):

image Click to view


https://youtu.be/TS5oNwDHqkc

Подсветка -это крик о помощи. Вдруг какой богатый человек проездом с дороги увидит, залюбуется и поможет деньгами. А пока федерального значения колокольня висит на балансе сельского дома культуры, а про бюджет села уже было сказано выше.

А мы, попрощавшись с Поречьем, поехали дальше - в Борисоглебский. Фотографии ниже делала на ходу из машины:

















Можно купить рыбу:


А также домашние консервы, семена:


В заключение могу сказать, что село нам очень понравилось. «Остается порекомендовать всякому побывать самому» в этом живописном месте, чтобы увидеть замечательную колокольню.


Ярославль

Previous post Next post
Up