8 июля 2017, суббота
Млёво - древнее новгородское поселение - стоит на Мсте. Торговый путь по Мсте имел для Новгорода огромное значение. Нестор говорит: «Иде Ольга Новогороду и устави по Мьсте погосты и дани». Млево упоминается в берестяной грамоте № 885 (~1160 год): «От имоволожан и жаблан к Петру и к Якше. шли мы на Мълев, а Иване к нам не …»
В древние времена тут жизнь кипела. За рекою Млевкою, притоком Мсты, мыс, образуемый заливом рек Мсты и Млевкою; эта местность называлась «ярмаркою». Про это место в писцовых книгах Бежецкой Пятины, письма Феодора Ласкарева 7091 (1583) г., написано: «во Млеве на реке Мсте торг, а на торгу 96 лавок без затворов, а торгуют в них приезжие из городов люди всякими товары из года на год о Петрове дне две недели»... Но потом началось разорение от опричников, затем от воровских шаек в Смутное время.
Думают, что в Млеве во времена великого князя Московского Василия Васильевича (1415-1462) уже существовала церковь (после 1423 года). На старинной иконе Нерукотворенного образа Спасителя (бывшей, вероятно, местною в прежде существовавшем храме) находится надпись: «При Великом Князе Московском, Василии Васильевиче, при Новгородском архиепископе Евфимии и Новгородском посаднике Авраамии Степанове повелением раба Божия Савелия на память мученика Евсевия»... Образ этот впоследствии был поновлен и каким-то невежественным живописцем испорчен.
Оживление во Млеве началось после строительства Петербурга. В начале XIX века по Мсте проходили караваны до пяти тысяч судов. У людей наконец-то появились деньги.
Тогда разобрали старую деревянную церковь и на ее месте построили каменную, начало строительства в 1823 году, окончание и освящение в 1845 году. В храме шесть престолов: главный посвящен Нерукотворенному образу Спасителя, по сторонам его - прор. Илии (на правой) и Рождества св. Иоанна Предтечи (на левой); в трапезной по правую сторону придел посвящен Успению Пресв. Богородицы, а по левую - во имя св. вмч. Георгия Победоносца; шестой престол-в честь св. вмч. Варвары- устроен на правой стороне паперти. Этот последний придел небольшой.
По сельским меркам храм огромный. Кто автор проекта неизвестно. Губернским архитектором в это время был Иван Федорович Львов (1797-1864). Возможно, храм строился под его наблюдением.
Летний храм (неотапливаемый):
Трапеза (зимний отапливаемый храм) и колокольня:
Храм при советской власти не закрывался, внутреннее убранство сохранилось.
Из материала старой церкви на сельском кладбище в 1853 году была построена церковь в честь свв. апостолов Петра и Павла. В этом храме - иконостас и иконы старинного письма, вероятно, перенесены из прежде бывшей церкви, существовавшей в 1741 году. Кладбищенская Петропавловская церковь не сохранилась. Мне не удалось узнать в каком году ее разобрали, куда делись иконостас и старинные иконы.
В Спасском храме «все сии образа написаны новоживописные Итальянским вкусом»:
Описание икон есть в
Тверских епархиальных ведомостях, 1901, № 17:
В нынешнем Млевском храме много старинных, замечательных по живописи икон. По характеру письма видно, что древние иконы писаны в одно и то же время и одним живописцем. Предполагают, что встарину существовала так называемая «Мстинская школа иконописания», и, может быть, она находилась в Млеве. Из икон подобного письма замечательны: Благовещение Пресв. Богородицы. На этой иконе Пресв. Дева представлена прядущею волну; благовестник архангел Гавриил на этой иконе изображен трижды: принимающий благословение от Бoгa Вседержителя на благовестие Деве Марии, размышляющий при входе в жилище Ея и, наконец, благовествующий о рождении Спасителя миру. Икона Знамения Пресв. Богородицы - местная в приделе св. вмч. Георгия (6 вершков вышины и 5 вершков ширины), вделана в образ, на коем изображены двунадесятые праздники. О древности сей иконы свидетельствует надпись на серебряном окладе; в этой надписи сказано, что он (оклад) сделан в 1741 г. взамен прежнего. Икона Нерукотворенного Спаса - местная в главном иконостасе, писана, как видно из надписи, в 7187 г. (т. е. в 1679 г.). Икона эта поновлена в 1869 г., но с соблюдением характера прежнего письма. Икона Иверской Божией Матери - редкого древнего письма. При перестройке церкви эта икона была заброшена в сарае и долгое время лежала ликом прямо на земле; она была в забвении и только по особенному чудесному указанию была найдена; икону эту местные жители свято чтут, почитая ее чудотворною; икона св. Николая, находящаяся на жертвеннике в приделе св. Иоанна Предтечи, весьма древнего письма; есть довольно и других старинных икон в Млевской церкви. В ней есть ценные пожертвования Новгородского стольника Загряжского (1659 г.). как-то: Евангелие, изданное при патриархе Никоне в 1657 г., напрестольный серебряный крест, водосвятная серебряная чаша, небольшой колокол и др. Церковные древности Млевского храма заслуживают тщательного описания.
Экскурсию по храму проводил настоятель о. Владимир. В основном он рассказывал нам о «чудесах», которые постоянно происходят в храме. Например, однажды лампада перед Иверской иконой вдруг стала раскачиваться как маятник; лампадку остановили, но она продолжала раскачиваться до окончания молебна. В летнем храме несколько раз слышали как поет мужской хор на греческом языке; многие иконы самообновляются и уже не нуждаются в реставрации.
Мы узнали и о других удивительных событиях в храме, свидетелем которых был сам о. Владимир. Подробно почитать о них можно в его интервью
здесь .
Собственно, мы сами стали свидетелями одного чуда. Летний храм украшен цветами, которые принесли перед Троицей, т.е. до 4 июня 2017:
А мы были 8 июля 2017 и видели своими глазами, что цветы имеют свежий вид, не вянут.
Если бы в нашей группе были скептики, то они бы нисколько не удивились. Что же тут чудесного? Летний храм холодный (температура 8 июля была около 7*C) и сырой. В любом цветочном магазине есть специальное помещение, в котором поддерживают температуру ~5*C и высокую влажность, чтобы цветы стояли и не теряли товарный вид. При такой температуре и сырости кто угодно впадет в состояние анабиоза и будет вечно молодым.
А что такое чудо или чудесное стечение обстоятельств? Для религиозного человека, чудо есть действие божественных сил, являющих человеку всемогущество Бога. Для нерелигиозного человека, чудо - это событие, которое пока невозможно объяснить с помощью известных законов природы. Эйнштейн кратко сформулировал разницу между этими двумя мировоззрениями: «Есть два способа прожить жизнь: первый - как будто чудес не существует, второй - как будто вокруг одни чудеса».
Кроме того, можно вспомнить, что в евангелии от Матфея говорится о негативном отношении Иисуса Христа к стремлениям многих людей постоянно получать чудеса и знамения (Мф 12. 38-39).
Очень редкий образ Богоматери «Неувядающий Цвет»:
Также на экскурсии мы узнали, что
Иоанн Кронштадтский побывал во Млевском Храме и подарил свое облачение: набедренник, епитрахиль и филонь из черного бархата, расшитые цветными шелковыми нитями и серебром.. Не могу с этим утверждением согласиться. Если был о. Иоанн (1829-1909) действительно побывал в Млеве, то об этом эпохальном событии обязательно подробно написали бы в Тверских епархиальных ведомостях. Например, вот так: «22-е февраля 1906 года навсегда сохранится в памяти у всех православных христиан, имевших счастие быть в храме погоста Упирвич, во время совершения божественной литургии. … При встрече о. Иоанн приветствовал иереев- братским лобзанием, а мирян -обычным «здравствуйте, братия!» Как на улице, так и в храме собравшаяся масса людей с восторгом тянулась к о. Иоанну за благословением с громкими возгласами: «батюшка, благослови!» Пред началом литургии о. Иоанн прочитал пред царскими вратами канон животворящему Кресту Господню и своим воодушевленным чтением у многих вызвал слезы. Затем, некоторых из мирян исповедывал общей исповедью, а потом сам приступил к совершению проскомидии, вынимая частицы за здравие и за упокой из многих подносимых ему просфор…» (
Тверские епархиальные ведомости, 1906, № 8, стр. 257-259).
Вместе с тем, я ни в коем случае не подвергаю сомнению, что облачение, которое хранится в Спасском храме как святыня, принадлежало о. Иоанну. К сожалению, до сих пор неизвестно каким образом «филонь» великого молитвенника сюда попала.
На церковном кладбище мы видели плиту XV или XVI века над могилой некоей Марфы; предание считает эту плиту над могилою Марфы Посадницы:
лета 7
положенася
преставис
я раба Божи
я Марфа на па..
Текст на плите не окончен: фраза обрывается на полуслове.
Извлечение из сообщения священника села Млева о. Измаила Ювеницкого о пребывании Преосвященного Александра, Епископа Старицкого, 16-18 августа 1908 года в селе Млево, Вышневолоцкого уезда, для служения в престольный праздник:
В церковной ограде (на северной стороне) находится старинный надмогильный камень, на коем надпись с именем Марфы; предполагается, что здесь погребена знаменитая Новгородская посадница Марфа Борецкая. Предположение это возникло около 1815 года по следующим обстоятельствам. Дворовые люди Г. Загряжского Петр Васильев и Иван Васильев начали рыть могилу для умершей своей матери и, отрывши около аршина в глубину, увидели большую плиту с надписью; не обращая внимания ни на надпись, ни на величину плиты, они, вынув оную и, продолжая копать глубже, встретили свод из кирпича, которого они уже не нарушали, а, зарыв эту могилу, вырыли для своей матери в другом месте и похоронили ее. На вынутой же плите оказалось следующая надпись: Лета - 7 положенася преставися раба Божия Марфа на па - более ничего; и на основании этой-то надписи и возникло предположение, что под этою плитою, должно быть, погребена Марфа - Новгородская Посадница. Молва о сем камне и надписи вскоре распространилась далеко, и для освидетельствования оной приезжали в то время некоторые из ученых людей и по освидетельствовании находили эту надпись или лета подходящими близко ко времени осуждения Марфы Посадницы, присоединили это сведение к описанию жизни Борецкой Марфы Посадницы в энциклопедическом лексиконе, так как разность времени осуждения ее в ссылку со временем, насеченным на камне, заключается только в четырнадцати годах. Поелику историки по сие время не открыли положительно, где была в заточении и была ли и где погребена Марфа Посадница, то на основании этой неизвестности и найденной надписи на камне, или плите, находят возможность предполагать, что Марфа Посадница, быв осуждена на заточение в монастырь, отвезена в монастырь своей Новгородской губернии, где, прожив в посте о молитве около 14 лет, мирно окончила свое земное поприще.
Неясность или недоконченность последних слов на па и скрытие камня в глубине земли объясняют тем, что это сделано в то время с тою целию, чтобы скрыть, что в этой местности проживала та Государственная преступница, которая была сослана в заточение совсем в другое место и чрез то избавиться от ответственности, а может быть и от наказания за укрывательство ее; под слогами же на па предполагают начальный слоги: Навгородская Пасадница [Не правильнее ли читать на память? - прим. священника М. П. Любского] . Местное предание сообщает, что на усадьбе, именуемом «Городище», в 3 верстах от с. Млева, где ныне сосновый лес, был дворец Марфы посадницы.... Насколько верно предание о погребении Марфы посадницы в с. Млеве, трудно сказать, так как и в гор. Бежецке и в Нижнем-Новгороде предполагают место ее погребения. Из старинных документов видно, что село Млево принадлежало к Новгороду, и в нем проживали именитые новгородские люди - посадники, у которых здесь были и свои дворцы.
На могиле Марфы Посадницы служат панихиды приезжие люди; к ней обращаются с молитвою об исцелении больных продолжительными и неисцельными болезнями младенцев. Были случаи исцеления, записанные умершим свящ. о. И. Георгиевским.
Из примечания священника М.П. Любского следует, что он скептически относился к тому, что это действительно могила Борецкой, и полагал, что это сделанная кем-то при жизни заготовка надмогильной плиты (на память). То есть по смерти надо было бы только точно указать год (на плите только первая цифра 7) и в какой именно день умерла Марфа, на память какого святого, для чего на плите оставлено свободное место.
Кроме того, ясно, что уже при священнике Иоанне Георгиевском (уволен по прошению 13 января 1882 г.) уже сложился культ вокруг могилы «Марфы».
Культ поощряется и процветает и в наши дни, о. Владимир рассказывает:
Несмотря на то, что Марфа Посадница не канонизирована, очень многие приезжают на ее могилу, прикладываются к плите и исцеляются. Знаю примеры исцеления даже от онкологических заболеваний. Одна жительница Удомли, у которой была опухоль, попросила меня: «Батюшка, можно я лягу на плиту?». Я ответил: «Делай что хочешь, если считаешь, что тебе это поможет». Она легла, приложившись крестом, на плиту и усердно помолилась. Через две недели, радостная, позвонила мне и сказала: «Батюшка, сегодня подтвердилось, что у меня все прошло, нет болезни…». Хотя раньше, я знаю, результат анализа был другой.
Марфа Посадница помогает не только в исцелении от болезней, но и в решении разных проблем: житейских, семейных, производственных. По любым вопросам, с которыми люди обращаются, припав к плите, и искренне помолившись, Марфа всегда помогает. Но надо, чтобы те, кто к ней обращается и получает просимое, всегда благодарили за это Господа. Тем, кто об этом забывает, Марфа Посадница жестоко мстит. Она была справедливая, но суровая. За это ее новгородцы уважали, почитали и после смерти мужа избрали Новгородской Посадницей. В церковной ограде много могил вот в таком плачевном состоянии:
Рядом с церковью хоронили священников, служивших в Спасской церкви. Могилы их утрачены. Сейчас установлен общий кенотаф с довольно странной эпитафией:
Действительно, все эти люди являются родственниками Д.И. Менделеева. Но разве в этом есть их личная заслуга? Неужели только в этом заключалось их призвание - быть родственниками знаменитости?
Священник Александр Любский, зять Иоанна Георгиевского, писал, что, «прихожане с. Млева гордятся пред другими тем, что у них хорошее духовенство, и что во Млеве, как только запомнят, никогда не было распри и недоразумений у прихожан с духовенством »... и далее «В с. Млеве - земская школа, хорошо поставленная; ответы учащихся но закону Божию очень хорошие. Близ церкви выстроен вчерне двухэтажный деревянный дом для церк.-прих. школы (для девочек) и для ведения внебогослужебных собеседований, каковые нравятся жителям с. Млева, и в Млевской церкви раздается в год более 3000 Троицких листков. Есть церк.-прих. школа на станции «Мста».
За плодотворную деятельность в пользу Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых и постоянное содействие к увеличению сбора в пользу слепых предоставлено право ношения серебряного знака Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых настоятелю церкви Спаса Нерукотворного Образа в селе Млеве, 4-го благочиннического округа, Вышневолоцкого уезда, священнику Александру Любскому (ТЕВ 1900, № 1, стр. 8).
Дмитрий Иванович приезжал к родственникам в Млево в 1852 году на летние каникулы. Дом 1848 года постройки, в котором гостил Менделеев, сохранился до сих пор:
Фотография начала ХХ века:
После строительства Николаевской железной дороги движение по Мсте пришло в упадок. Словарь Брокгауза и Ефрона сообщает: «В настоящее время в Млеве 88 дворов, 424 жителей, начальное училище, два постоялых двора и три лавки». Сейчас в Млеве двадцать человек, остальные - дачники. И единственная лавка:
«На церковной земле в 120 caж. от Спасской церкви три громадных кургана, из коих один был раскопан, членом Тв. Арх. Комиссии в 1898 г., и оказалось, что этот курган надмогильный и относится к тому времени, когда в здешней местности покойников предавали сожжению».
Рерих был на раскопках в 1906 году. О посещении могилы «Марфы» он написал очерк Марфа Посадница.
По Мсте, красивой, стоят городища. На Тверской стороне во Млеве был монастырь. Слышно, в нем скрывалась посадница Марфа. В нем жила четырнадцать лет. В нем и кончилась.
Есть могила Марфы во Млеве. Тайно ее там схоронили. Уложили в цветной кафельный склеп. Прятали от врагов. Так считают. Уже сто лет думают так, и склеп не открыт до сих пор.
Чудеса творятся у могилы Марфы. С разных концов новгородской земли туда идет народ. Со всеми болезнями, со всеми печалями. И помогает Марфа.
Является посадница в черной одежде с белым платком на голове. Во сне является недугующим и посылает на могилу свою. Идут. Молятся. И выздоравливают. … Лукавым, не исполнившим обещания, Марфа мстит. Насылает печаль еще горшую… .
Хорошо, что Рерих не читал «Исторические очерки поповщины» Мельникова-Печерского: